Что нужно знать о договоре экспедиции

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным, отличным от договора перевозки и договора организации перевозки грузов видом гражданско-правового договора. Рассмотрим порядок, условия заключения и расторжения договора транспортной экспедиции, ответственность экспедитора и клиента, а также дадим рекомендации по составлению такого договора.

Порядок, условия заключения и расторжения

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности". Помимо этого существуют Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории РФ, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (утв. письмом МПС России от 14.05.1993 N С-405у/АК-7/ЦМ-180), Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта", Постановление Правительства РФ от 15.04.11 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
В пункте 1 ст. 801 ГК РФ дано определение договора транспортной экспедиции: одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза.
Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, возмездным, двусторонним.
ГК РФ не содержит специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции. В связи с этим порядок его заключения определяется исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК РФ). Так, в соответствии со ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Такими условиями могут быть условия о конкретных услугах, связанных с перевозкой груза, выполнение которых (или организация их выполнения) возлагается на экспедитора, порядок возмещения клиентом расходов, понесенных экспедитором в связи с выполнением этих услуг, размер и порядок выплаты вознаграждения экспедитору за услуги, оказываемые клиенту.
В то же время здесь стоит сделать оговорку. Отсутствие в тексте договора транспортной экспедиции условия о выплате вознаграждения экспедитору может быть компенсировано применением общего правила об определении цены по возмездному договору: в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Договор транспортной экспедиции, который не содержит условия о размере вознаграждения, подлежащего уплате экспедитору, не может быть признан незаключенным по мотиву отсутствия соглашения сторон по этому существенному условию договора.
Договор транспортной экспедиции заключается в простой письменной форме. Он может быть заключен не только путем составления одного документа и подписания его сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Договор транспортной экспедиции может быть расторгнут в одностороннем порядке по соглашению сторон, по решению суда на основании требования одной из сторон. В последнем случае требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в самом предложении или договоре, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.
Кроме того, в случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор (в зависимости от того, кто выступал инициатором расторжения договора) возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (п. 5 ст. 6 Закона N 87-ФЗ).

Экспедиторские документы

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора экспедиции. К ним относятся: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением N 554).
Поручение экспедитору определяет перечень и условия оказания экспедитором транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. Оно должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, количестве грузовых мест. Форма заполняется в двух экземплярах и подписывается клиентом. Экспедитор рассматривает полученное поручение в установленные договором сроки и направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании (отказе в согласовании) транспортно-экспедиционных услуг. При этом в случае отказа необходимо указать причину. После получения клиентом согласованного поручения оно подлежит исполнению. Клиент вправе отозвать свое поручение в любой момент до его полного исполнения в письменной форме, возместив экспедитору фактические расходы, понесенные в связи с исполнением поручения.
Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Она выдается экспедитором при приеме груза и предоставляет ему право распоряжаться грузом во время перевозки. Бланк заполняется и подписывается экспедитором в двух экземплярах. Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Складская расписка используется тогда, когда экспедитор оказывает услуги по хранению груза клиента. Она заполняется и подписывается экспедитором, составляется в двух экземплярах. Формы, утвержденной Минтрансом России, на сегодняшний день не существует. Поэтому экспедитор может использовать форму, разработанную им самим. Однако это касается только перевозок внутри страны. При оказании международных перевозок экспедиторы должны использовать стандартные экспедиторские документы, утвержденные Международной федерацией экспедиторских организаций (FIATA).
Если экспедитор организует перевозку по поручению клиента и для него (использует посреднический договор), то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, является отчет экспедитора. В нем отражаются следующие данные:
- суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора;
- документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг (договоры с каждым из перевозчиков, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, счета-фактуры);
- сумма вознаграждения экспедитора.

Ответственность экспедитора

В соответствии со ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность на основании и в размере, которые определяются согласно правилам главы 25 ГК РФ. Однако, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Специальные нормы об имущественной ответственности экспедитора предусмотрены Законом N 87-ФЗ. Им установлена ответственность при оказании услуг в международных и во внутрироссийских сообщениях. При международных сообщениях ответственность в некоторых случаях ограничивается определенной суммой. Так, ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, оговоренных в договоре транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки (п. 3 ст. 6 Закона N 87-ФЗ). Ответственность экспедитора, связанная с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, не будет превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза (п. 2 ст. 7 Закона N 87-ФЗ).
Расчетная единица (СДР (Special Drawing Rights, SDK) - цифровой и буквенный код валюты по Общероссийскому классификатору валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утв. Постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст) - это единица специального права заимствования, которую определяет Международный валютный фонд (МВФ). В настоящее время МВФ определил четыре валюты, отвечающие критерию для включения в корзину оценки стоимости СДР. Это доллар США, евро, фунт стерлингов, японская иена. Для определения суммы, которую должен будет возместить экспедитор, расчетные единицы переводятся в рубли. Осуществляется это либо на дату принятия судебного решения, либо на дату, установленную соглашением сторон. Официальный курс СДР к рублю ежедневно устанавливает Банк России (Приказ от 24.05.1999 N ОД-191).
Размер ответственности полностью зависит от того, объявлена ли в договоре транспортной экспедиции ценность груза. В том случае, если в договоре ценность груза объявлена, экспедитор возмещает стоимость груза в соответствии с объявленной ценой в части утраченного или поврежденного груза.
Если ценность груза в договоре транспортной экспедиции не объявлена, то размер ущерба определяется исходя из действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
В то же время, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он освобождается от возмещения ущерба.
В том случае, когда поврежденный товар можно реализовать по уменьшенной цене, размер ущерба уменьшается на стоимость возможной реализации.
Если в договоре предусмотрен возврат экспедитором уплаченного клиентом вознаграждения, то экспедитор должен вернуть клиенту ранее уплаченное вознаграждение в случае своей вины. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного ранее вознаграждения экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением груза, произошедшими по его вине. Однако в данном случае необходимо доказать в суде причинно-следственную связь между недобросовестными действиями или бездействием экспедитора и упущенной выгодой клиента (Постановление ФАС ЗСО от 17.11.2011 по делу N А45-599/2011).
В соответствии со ст. 9 Закона N 87-ФЗ экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Действующим законодательством предусмотрено ограничение ответственности экспедитора при осуществлении им международных перевозок, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение груза явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой.

Ответственность клиента

На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения клиентом обязанности по предоставлению экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению соответствующей информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Закона N 87-ФЗ).
Если клиент необоснованно отказывается от оплаты расходов, понесенных экспедитором, то в этом случае клиент уплачивает штраф в размере 10% суммы произведенных расходов.
Несвоевременная уплата вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов будет стоить клиенту неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитора, а также понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов (п. 2 ст. 10 Закона N 87-ФЗ).
Глава 41 ГК РФ не содержит специальных правил об ответственности клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по возмещению экспедитору понесенных им расходов и уплату ему суммы вознаграждения. Это свидетельствует о том, что такие нарушения обязательств влекут ответственность для клиента на основе общих положений об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств. Клиент в данном случае выступает в роли обычного должника по просроченному денежному обязательству. Таким образом, экспедитор вправе потребовать от клиента проценты годовых за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.

Рекомендации по составлению договора

На что нужно обратить внимание при составлении договора транспортной экспедиции? Вот несколько рекомендаций:
1) зафиксировать конкретный перечень услуг, которые клиент хочет получить от экспедитора;
2) продумать и четко описать в договоре либо приложениях к нему маршрут передвижения;
3) описать характеристики груза и его свойства, а также собрать информацию, которая потребуется экспедитору для выполнения его обязательства;
4) определить сроки разгрузки;
5) распланировать сроки и порядок уплаты вознаграждения экспедитору;
6) удостовериться в наличии лицензии у экспедитора. Некоторые элементы транспортно-экспедиционной деятельности, такие как деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, железнодорожным транспортом опасных грузов, подлежат обязательному лицензированию (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
7) указать как можно больше контактных данных (номера телефонов, пейджеров, факсов, адрес электронной почты и т.д.).

К. Крученко
 

Комментарии 0

Вы допустили ошибки при заполнении формы