Мошеннические схемы в коммунальных платежах

Сегодня некоторые управляющие компании и ТСЖ нацелены не только на удовлетворение потребностей жильцов, но на максимальное извлечение прибыли и получение наибольшего заработка, даже путем применения незаконных схем взимания коммунальных платежей.

Анализ судебной практики показывает, что наиболее распространенными нарушениями при начислении коммунальных платежей являются: завышение тарифов на коммунальные услуги, включение в состав платы услуг, которые фактически не предоставляются или предоставляются некачественно, завышение предусмотренных законом нормативов потребления коммунальных услуг, произведение расчета платы за общедомовое потребление без указания в квитанции показаний общедомовых приборов учета.
В данной статье мы рассмотрим каждый случай незаконного завышения размера коммунальных платежей.

1. Завышение тарифов на коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, устанавливается решением общего собрания собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В случае если собственники помещений не приняли решения о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 491).
Так, например, в Забайкальском крае размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам), установленным Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Однако, как было установлено судом, при расчете платы за услуги водоотведения к одному из потребителей применялся завышенный тариф за услуги водоотведения, что явилось основанием для принятия судом решения о проведении перерасчета платы за услуги водоотведения.
Другой пример завышения тарифов - начисление налога на добавленную стоимость.
Арбитражный суд города Москвы, рассмотрев дело по иску управляющей компании к Мосжилинспекции о признании недействительным предписания, установил, что управляющая компания производила начисление платы за отопление по завышенному тарифу. В ходе рассмотрения дела было установлено, что тариф завышался за счет включения в состав оплаты налога на добавленную стоимость. Однако РЭК г. Москвы, ответственная за установление тарифов на тепловую энергию для нужд населения, в своем Постановлении отразила, что при начислении платы за услугу "отопление" для категории "население" НДС не взимается. Таким образом, суд признал, что включение в состав платы за отопление налога на добавленную стоимость влечет незаконное завышение тарифа.
Еще одним примером завышения тарифов является применение тарифа на содержание и ремонт жилья, не утвержденного общим собранием собственников жилья.
Товарищество собственников жилья (далее по тексту - ТСЖ), зарегистрированное в г. Волгограде, производило начисление платы на содержание и ремонт жилья, размер которой был утвержден правлением ТСЖ.
Жители дома, обслуживание которого осуществляет данное ТСЖ, обратились с иском в суд, в котором указали, что ТСЖ незаконно производит начисление платы на содержание и ремонт жилья, поскольку утвержденные общим собранием членов ТСЖ размеры взносов на содержание и ремонт жилья отсутствуют. При этом суду были представлены протоколы собрания правления ТСЖ об утверждении размера взносов на содержание и ремонт жилья, то есть размеры взимаемых платежей утверждены правлением ТСЖ без утверждения на общем собрании членов ТСЖ, что является нарушением Устава ТСЖ и норм жилищного законодательства Российской Федерации.
Суд признал требования жителей обоснованными, а начисление платы - незаконным, обязал ТСЖ произвести перерасчет незаконно начисленных платежей.

2. Включение в состав платы услуг, которые фактически не предоставляются или предоставляются некачественно.

Наиболее распространенным нарушением является начисление платы за услуги, которые были оказаны некачественно или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме некачественно или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен Постановлением Правительства РФ N 491.
Порядок изменения размера платы за предоставление коммунальных услуг некачественно или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 354).
Так, согласно Постановлению Правительства РФ N 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ некачественно или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
А в соответствии с пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги некачественно или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Однако зачастую управляющие компании не торопятся снижать плату за некачественную услугу или услуги, которые фактически не предоставлялись.
В качестве примера можно рассмотреть бездействие одной из управляющих компаний Республики Карелия.
Потребитель - житель одного из домов, которые находятся на обслуживании управляющей компании-нарушителя, после неоднократных обращений в управляющую компанию с заявлениями о том, что в его квартире температура воздуха в зимний период ниже установленных параметров, просил управляющую компанию произвести перерасчет в связи с некачественно оказанной услугой. Управляющая компания в нарушение требований законодательства РФ не исполнила обязанности по фиксации факта предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, не произвела добровольно перерасчет, что послужило основанием для обращения потребителя в суд.
Суд, рассмотрев дело, пришел к обоснованному выводу о том, что в указанный потребителем период коммунальная услуга по теплоснабжению была оказана некачественно, в связи с чем правомерно признал незаконным бездействие управляющей компании по проведению проверок факта нарушения качества коммунальной услуги по теплоснабжению и обязал произвести перерасчет, полностью освободив потребителя от оплаты услуг, оказанных некачественно.

3. Завышение предусмотренных законом нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии, и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Одна из управляющих компаний г. Первоуральска Свердловской области начисляла потребителю плату за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, электроэнергии по индивидуальному нормативу потребления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и электроэнергии с учетом одного жильца.
Потребитель обратился с иском в суд, просил обязать управляющую компанию произвести перерасчет платы, указывая на то, что в его квартире индивидуальные приборы учета не установлены, в квартире никто не зарегистрирован и не проживает.
Суд при рассмотрении дела установил, что действительно индивидуальные приборы учета в квартире истца отсутствуют, там никто не зарегистрирован и не проживает, ввиду чего управляющая компания необоснованно завысила тарифы и произвела начисление платы в повышенном размере.
Кроме того, суд отметил, что эта управляющая компания не впервые завышает тариф, т.к. этим же судом ранее рассматривалось аналогичное дело с участием этой же управляющей компании.
Таким образом, недобросовестность управляющей компании была подтверждена, а компанию обязали произвести перерасчет.

4. Произведение расчета платы за общедомовое потребление без указания в квитанции показаний общедомовых приборов учета.

Подобные действия управляющих компаний не только нарушают права потребителей коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой услуге, но также позволяют управляющим компаниям скрывать реальную стоимость оказанной услуги и завышать эту стоимость по своему усмотрению.
Согласно пункту 67 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д", "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются:
указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
На основании пункта 70 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
Таким образом, законодательно установлена обязанность управляющих компаний включать в квитанцию сведения о показаниях общедомовых приборов учета.
В нарушение вышеприведенных требований управляющая компания в г. Рубцовск Алтайского края не указывала в квитанциях на оплату текущие показания коллективного (общедомового) прибора учета. Вместе с тем начисления платы по указанной строке производились.
Нарушения управляющей компании были установлены судом, который обязал управляющую компанию выплатить потребителю компенсацию морального вреда и судебные издержки.
Эта управляющая компания неоднократно являлась участником судебных разбирательств по аналогичным делам.
В завершение хотелось бы отметить, что многие управляющие компании и ТСЖ, к сожалению, стремятся не к улучшению качества оказываемых услуг, а к получению дополнительного незаконного заработка за счет граждан, что подтверждается приведенными примерами и многочисленными судебными спорами.

П. Горшкова

Комментарии 0

Вы допустили ошибки при заполнении формы