Проблемы, возникающие в связи с улучшением жилищных условий при переселении из сносимого жилья, стали весьма актуальны последние 10-15 лет. В разных регионах эти ситуации решаются по-разному.
Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ регулирует вопрос переселения из сносимого жилья лишь в общих чертах.
В соответствии со статей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Как уже было сказано выше, часть 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ относит данный вопрос к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Иными словами, Жилищный кодекс РФ устанавливает лишь основные права собственников и нанимателей сносимого жилья, которые не могут быть нарушены на уровне субъектов Российской Федерации. Сам же порядок предоставления жилья в связи со сносом дома и возможные варианты переселения регламентируются законодательством каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим порядок улучшения жилищных условий при переселении из сносимого жилья на примере города Москвы, где эти вопросы Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».
В каком случае можно претендовать на улучшение жилищных условий
В отношении собственников сносимого жилья статьей 7 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» предусмотрено, что собственнику, а также членам его семьи, состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Таким образом, в отношении собственников сносимого жилья и членов их семьи предусматривается возможность улучшения их жилищных условий, но лишь в том случае, если до начала переселения собственник был поставлен на жилищный учет, и дал письменное согласие на улучшение своих жилищных условий.
При этом, если собственники сносимого жилья намеренно совершили за последние пять лет гражданско-правовые сделки с жилым помещением, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, таким собственникам вместо улучшения их жилищных условий предоставляется, либо новое жилье, аналогичное по площади и количеству комнат сносимому жилью, либо выплачивается выкупная цена за сносимое жилье.
Аналогичное правило предусмотрено Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» и для нанимателей сносимого жилья, стоящих жилищном учете.
Согласно статье 13 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», при улучшении жилищных условий гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
Таким образом, для нанимателей сносимого жилья, стоящих на жилищном учете, предусматривается возможность получения нового жилья по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений.
При этом, если наниматели, стоящие на жилищном учете, откажутся от улучшения своих жилищных условий, то они будут переселены в аналогичное по количеству комнат новое жилье, с оставлением их на жилищном учете.
Улучшение жилищных условий собственникам сносимого жилья
Размер площади жилого помещения, предоставляемого собственникам при улучшении их жилищных условий, согласно статье 7 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», должен www.sudmos.ru соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.
Размер субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность составляет 100 процентов и определяется в соответствии с правовыми актами города Москвы. В результате улучшения жилищных условий собственник и члены его семьи снимаются в установленном законом порядке с жилищного учета.
В данном случае предусматривается, либо право собственников сносимого жилья на улучшение своих жилищных условий путем получения 100-процентной субсидии для самостоятельного приобретения нового жилого помещения, либо право на получение ими нового жилья из жилищного фонда города Москвы, из расчета не менее 18 кв.м площади жилого помещения на человека, и с возможностью получения жилья, не превышающего нижеследующие размеры:
-
- на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
- на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
- на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
- на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
- на семью из четырех и более граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
В любом случае, улучшение жилищных условий собственников сносимого жилья влечет за собой снятие их с жилищного учета.
Улучшение жилищных условий нанимателям сносимого жилья
В отношении нанимателей-очередников предусматривается фактически та же норма предоставления, что и в отношении собственников-очередников, то есть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на человека, с возможностью получения жилья, не превышающем нижеследующие размеры:
-
- на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
- на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
- на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
- на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
- на семью из четырех и более граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
При этом Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» в отношении нанимателей сносимого жилья не предусматривается возможность выплаты им 100-процентной субсидии на приобретение нового жилья.
То есть, в отличие от собственников-очередников, наниматели-очередники имеют право на получение субсидии лишь в размере, предусмотренном Приложением 3 к Закону города Москвы от 14 июня 2006 г. N29, в зависимости от количества лет их нахождения на жилищном учете, но не более 70 процентов от нормативной стоимости нового жилья.
Кроме того, сложившейся судебной практикой по порядку применения Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» признается, что в случае улучшения жилищных условий хотя бы части граждан, проживающих в сносимой квартире, допускается раздельное расселение такой квартиры. При таком раздельном расселении квартиры очередникам предоставляется отдельное жилье, согласно указанной выше норме предоставления, а остальной жильцам сносимой квартиры предоставляется аналогичное по количеству комнат новое жилье.
Как видно из приведенных выше положений Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», как собственники, так и наниматели жилых помещений, имеют возможность улучшить свои жилищные условия на этапе переселения из сносимого жилья.
Основные требования для улучшения жилищных условий следующие:
-
- Жильцы (как собственники, так и нанимателя) сносимого жилья должны быть приняты на жилищный учет;
- За пять лет, предшествующие переселению из сносимого жилья, такие жильцы не должны совершать сделок, направленных на ухудшение своих жилищных условий;
- После получения извещения о предстоящем сносе жилого дома, вышеуказанные граждане должны письменно известить отселяющее их лицо о намерении улучшить свои жилищные условия;
- В заявлении об улучшении жилищных условий нужно четко указать способ улучшения жилищных условий (получение нового жилья из жилищного фонда города Москвы или получение субсидии на самостоятельное приобретение себе другого жилья).
При этом, жильцы сносимого жилья должны четко осознавать, что после предоставления им нового жилья в порядке улучшения жилищных условий, или выплаты им субсидии на приобретение жилья, они будут сняты с жилищного учета. Поэтому к выбору вариантов представления нового жилья (или выплаты денежной компенсации) необходимо подходить со всей ответственностью, чтобы не допустить ошибок, в результате которых дальнейшее решение жилищных проблем отселяемых лиц может стать крайне затруднительным.
Читайте еще:
Автор: Юрист Егоров Константин Михайлович
Телефон: + 7 (495) 642-27-02
Источник: Отдел по Жилищным Судебным Спорам