Конституционный суд запретил муниципалитетам отменять свое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если ранее оно было выдано с соблюдением всех необходимых требований. Не оспаривая самостоятельности органов местной власти, КС указал, что положения части 1 статьи 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не дают им возможности принимать решения, затрагивающие право частной собственности.
С просьбой о проверке положений статьи 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в высшую юридическую инстанцию страны обратились три собственницы частного дома в селе Новая Усмань Воронежской области Юлия Плахтеева, Арина Савушкина и Анастасия Яковлева, который они купили в 2014 году.
От правопредшественника новые владелицы получили полный комплект разрешительной документации на строение: акт обследования земельного участка с наличием в нем виз газораспределительной и электросетевой организаций, дающих согласие на размещение строения в границах охранных зон; разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт). Тем не менее, в 2020 году муниципальные власти отозвали свое разрешение, мотивируя это решение фактами нарушения земельного законодательства, в том числе расстояния до инженерных сетей и до соседнего дома.
— На момент перехода права к нам государство в полном объеме подтверждало нашу легитимность в качестве добросовестных приобретателей, — указано в заявлении. — Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию является основанием для возникновения права собственности застройщика на объект недвижимого имущества, и в случае его реализации отмена данного разрешения в административном порядке не допустима, так как может являться основанием для прекращения возникшего права.
Судьи КС, изучив материалы дела, с этой позицией согласились. Сама по себе норма признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она не предполагает возможности самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию после регистрации права собственности на этот объект в Едином государственном реестре недвижимости.
— Иное допускало бы искажение должного баланса интересов сторон, действующих в условиях установленного публичным регулированием контроля за соблюдением норм и правил в градостроительной сфере, нарушало бы принцип поддержания стабильности правовых отношений и доверия граждан, в них вовлеченных, к закону, не отвечало бы требованиям обеспечения гарантий конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности органов местного самоуправления, — указал КС РФ.
Судебные акты, ранее вынесенные по данному делу, подлежат пересмотру.