На круглом столе в Федеральной нотариальной палате представители правового сообщества высказали предложение конкретизировать требования к доверительным управляющим наследственным имуществом. Речь об управленцах, которые по особому приглашению заступают на пост после смерти владельца предприятия. Их задача — защитить компанию от кризисов, пока наследники не разберутся между собой. Инициировать доверительное управление акциями или долями наследодателя может нотариус.
Обеспечить бесперебойную работу компании и плавный переход ее в руки новых собственников важен не только для наследников, но и для кредиторов, и людей, которые работают в компании. Обратиться к нотариусу с просьбой об учреждении доверительного управления могут не только наследники, но также другие владельцы акций или доли, кредиторы и сотрудники компании, заинтересованные в ее жизнедеятельности и эффективности, например, бухгалтер или финансовый директор. Мол, компанию трясет, назначьте, пожалуйста, грамотного начальника.
Один из ключевых вопросов практики — пределы усмотрения нотариуса при введении мер охраны наследственной массы. Закон предусматривает для него довольно высокий уровень свободы по части принятия решений. Каждое решение, безусловно, должно опираться на правовые нормы, быть справедливым и целесообразным.
В таких делах практически всегда возникает вопрос: кого пригласить на роль управляющего. Участники круглого стола в ФНП отметили необходимость конкретизировать требования к фигуре доверительного управляющего наследственным имуществом, чтобы придать его выбору еще больше объективности. Один из вариантов — банк данных профессиональных управляющих по разным сферам, который не зависит от воли наследников, нотариуса или иных заинтересованных лиц.
«Подобный список мог бы быть определен нормативным актом Правительства или Минюста. Также это может быть отсылка к саморегулируемой организации, которая предоставляет перечень специалистов», — предложил нотариус города Москвы, член комиссии ФНП по методической работе Александр Сагин.
Как заметил член Ассоциации юристов России Никита Филиппов, сама по себе процедура принятия наследства достаточно деликатная и в обществе не принято придавать огласке детали этого процесса. По данным министерства юстиции России, в 2021 году доверительное управление назначалось 1496 раз.
«Нотариусу необходимо внимательно оценивать отношения между наследниками, т.к., с одной стороны, видится логичным назначить доверительного управляющего из числа наследников как самого заинтересованного в положительном финансовом исходе управления, однако при наличии между наследниками тлеющего конфликта, такое решение нотариуса может привести к возникновению непреодолимых разногласий среди наследников, — говорит Никита Филиппов. — В таких случаях независимый от наследников доверительный управляющий действительно может спасти компанию и поддерживать её работоспособность в течение длительного времени вплоть до решения разногласий между наследниками. Положения гл. 53 ГК РФ предоставляют доверенному управляющему широкие полномочия».
Важный юридический нюанс: в случае доверительного управлении наследственным имуществом управляющим может быть назначен гражданин, тогда как по общему правилу доверительным управляющим может быть только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Иными словами, когда надо спасти компанию, раздираемую наследниками, теоретически можно пригласить кого угодно. Главное, чтобы нотариус ему поверил. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или какое-то юридическое л лицо за спиной не обязательны.
«В обозначенной главе ГК РФ определено, что доверительный управляющий осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, являющегося объектом доверительного управления: ему предоставлено право совершать любые фактические и юридические действия с имуществом, переданным ему в доверительное управление, — поясняет Никита Филиппов. — Положения ст. 1012 ГК РФ предусматривают возможность ограничения прав доверенного управляющего, однако, по-моему мнению, установление таких ограничений скажется негативно на результатах, т.к. часто в бизнесе решения не терпят отлагательств и ограничение прав добросовестного управленца не целесообразно. Однако даже такой подход не спасет компанию, если после получения свидетельства о праве на наследство, наследники не смогут прийти к такой форме управления обществом, при которой, даже находясь в недоброжелательных отношениях между собой, они смогут обеспечить успешное управление компанией».
В свою очередь, руководитель практики правового сопровождения предпринимательства бюро адвокатов «Де-юре» Константин Ткаченко замечает, что сценариев развития наследственных дел великое множество, форм человеческих отношений непостижимое количество, предприятия также разнообразны. «Одним предпринимателям удается построить почти идеальные бизнес-модели, которые годами могут успешно существовать в отсутствие своего основателя и правопреемника, — говорит он. — В таких компаниях доверительное управление будет самым успешным. У других предпринимателей все бизнес-процессы построены на ежедневном личном участии одного человека — наследодателя. Особенно ярко это выражено в обществах, где совпадает единственный участник и директор в одном лице и когда прекращается его личное участие в оперативном управлении, поддерживать экономическую эффективность становится практически невозможно. Кроме того, учредительные договоры и уставы обществ тоже очень разнообразные. В них участники и их наследники могут приобретать очень разный объем прав и обязанностей. Конфликты между наследниками тоже бывают разные, кто-то судится годами, а кто-то просто молча обижается и пускает все на самотёк».
Поэтому доверительное управление не является безусловной панацеей. Но все-таки оно дает шанс на спасение бизнеса. Тем не менее, по словам Константина Ткаченко, анализ практики позволяет сделать вывод, что институт доверительного управления пока не развит. «Услуга не пользуется популярностью, нет участников рынка, к которым есть доверие со стороны потенциальных клиентов, фактически рынок этой услуги отсутствует, — говорит он. — Вот иллюстрация: по запросу «доверительное управление имуществом» в поисковиках на первых трех страницах результатов поиска ноль предложений. Т.е. никто не прилагает такую услугу, три первые страницы поиска — это разнообразные разъяснения законодательства, судебные акты и прочее, но нет ни одного прямого предложения».
Но повышение требований к кандидатуре доверительного управляющего, по мнению Константина Ткаченко, могло бы дать толчок для развития института доверительного управления наследственным имуществом. «Должны быть установлены гарантии квалификации такого специалиста, а также процедура подтверждения квалификации от компетентного источника, — говорит адвокат. — Сейчас нет кадрового голода в профессии управленца, в настоящее время есть фактически готовые специалисты с достаточным уровнем профессионализма, это могут быть арбитражные управляющие, адвокаты, экономисты, финансисты, трудовые коллективы, объединяющие нескольких узкопрофильных специалистов и т.д. Проблема лишь в подтверждении профессионализма и добросовестности, желательно обеспеченной материальной ответственностью. Таким образом, видится целесообразным создание профессионального реестра доверительных управляющих с подтвержденным уровнем квалификации. Это можно сделать как на базе самого нотариата, так и на основе самостоятельных профессиональных объединений по аналогии с саморегулируемыми организациями. Именно подтверждение квалификации со стороны независимого органа приведет к росту доверия со стороны потенциальных клиентов, повысит спрос и, в конечном итоге, приведет к более ускоренному развитию института доверительного управления в целом, а не только в части управления наследственным имуществом».