Суд в Москве не позволил одной из столичных жительниц выставить безумцем бывшего мужа после его смерти. Дама требовала вернуть ей квадратные метры, которые мужчина продал незадолго до своего ухода. Однако видеозапись процедуры продажи, сделанная в нотариальной конторе, подтвердила: гражданин вполне осознавал, что творил. А значит, сделку уже не отменить.
Как напоминают в Федеральной нотариальной палате России, нотариусы еще несколько лет назад ввели в повседневную практику видеофиксацию важных действий. Это помогает защитить сделки и завещания от оспаривания, а в каких-то случаях и разоблачает мошенников.
Теперь приходят вести из залов судебных заседаний: практика работает.
Как рассказали в нотариате, у некоего жителя столицы сложились напряженные отношения с женой. Настолько напряженные, что они не смогли жить вместе. В итоге разъехались. Но разделить принадлежащую им квартиру так просто не смогли.
Сюжет, увы, не особо оригинальный по нынешним временам. Но дальше начинаются индивидуальные особенности.
Жена несколько лет судилась с бывшим мужем, пытаясь выкупить у него долю за цену значительно ниже рыночной. Мужчина же решил продать свою часть квартиры своему же начальнику.
Как рассказал бывший муж, работодатель позволяет ему жить прямо на рабочем месте. Другого жилья у мужчины не было. Разменивать квартиру жена не хочет. А начальник предлагает хорошие деньги. Почему бы не взять?
Естественно, женщину проинформировали.
«Как того требует закон, нотариус направила предложение воспользоваться правом преимущественной покупки сособственнику — бывшей жене. Письмо сособственница получила, однако приобретать долю не стала и в нотариальную контору с заявлениями не обращалась», — рассказывают в ФНП.
Иными словами, женщине дали возможность выкупить квадратные метры. Но — по настоящей цене. Молчание дамы развязало бывшему мужу руки.
В ходе подготовки сделки выяснилось, что двадцать лет назад мужчина лежал в психиатрической больнице — лечился от алкоголизма.
«Вместе с тем продавец приходил в нотариальную контору трижды, всегда трезвый и опрятно одетый, мысли выражал грамотно и понятно. В ходе личной беседы на прямой вопрос о лечении от алкоголизма рассказывал, что давно не пьет или пьет как все, но так как жить в своей квартире не может, ему приходится спать прямо на рабочем месте, — сообщают в нотариате. — Выждав положенное по закону время, нотариус провел сделку с видеофиксацией. В том числе были зафиксированы ответы на вопросы о том, почему продавец не хочет оставить квартиру бывшей жене или дочери с внуками. Продавец твердо стоял на своем решении о продаже».
Спустя полгода мужчина умер. Тогда бывшая жена обратилась в суд с просьбой признать сделку недействительной на том основании, что бывший супруг сильно пил и был неадекватен.
«Суд назначил экспертизу, в ходе которой эксперты изучили видеозапись и признали продавца вменяемым», — рассказывают представители нотариата.
Кстати, в свое время посмертные экспертизы были настоящим бичом в правовой практике. Они нередко задним числом признавали человека безумным, и в итоге завещание отменялось. По сути, у человека отбирали право на последнюю волю, получалось, что даже после смерти нельзя идти против родни, даже если она поспособствовала человеку раньше срока сойти в могилу. Ведь бывает и так.
Как рассказывают практики, порой доходило до абсурда: человек взял утром справку из психдиспансера о полном своем здоровье, вечером оформил завещание, умер в свой срок, а суд взял и отменил завещание. Некие эксперты заявили, что человек сошел с ума по дороге из диспансера к нотариусу. И суд этому поверил.
Однако сейчас ситуация меняется. Тому две причины. Во-первых, закон придал повышенную доказательную силу нотариальному акту. Это значит, что оспорить удостоверенные нотариусом сделки намного сложнее. Во-вторых, стала активно применяться видеофиксация нотариальных действий.
По словам нотариуса г. Москвы Екатерины Лексаковой, видеофиксацию можно применить ко многим сделкам: купле-продаже, брачным договорам, дарению и завещанию. Особенно видеофиксация оправданна, когда в сделке участвуют пожилые люди. При этом факт видеосъемки обязательно согласовывается с заявителем. Исключение — два вида нотариальных действий, при которых видеофиксация обязательна в силу закона: совместное завещание супругов и наследственный договор.
На практике уже есть случаи, когда истцы, просмотрев видеозапись, отказываются от исков. В нотариате подчеркивают: проведение видеофиксации никак не сказывается на стоимости нотариального действия. Ни за осуществление видеозаписи, ни за дальнейшее хранение ее материалов платить не придется. Важно также, что нотариальное действие и любая информация, связанная с его совершением, являются тайной и охраняются законом.