В «Отдел по жилищным судебным спорам» обратился гражданин Комаров с просьбой помочь ему в решении нижеследующей проблемы.
Комаров проживал и был зарегистрирован по месту жительства в двухкомнатной квартире площадью жилого помещения 44,7 кв.м, общей площадью 44 кв.м и жилой площадью 27,5 кв.м, расположенной в г. Москве.
Также в указанной квартире проживали и были зарегистрированы по месту жительства его мать, Комарова О., с мужем Гришиным С. (который не являлся отцом гражданина Комарова).
До ноября 2012 года в данной квартире также проживали граждане Кунцева Т. и сыном Кунцевым Д., которые стояли на отдельной очереди по улучшению жилищных условий, как семья в составе двух человек, но позже были перерегистрированы по новому месту жительства.
В 2000 году Распоряжением Главы районной Управы г. Москвы гражданин Комаров был принят на жилищный учет на общих основаниях на получение субсидии.
В июне 2013 года Комарову было прислано письмо из Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Южном административном округе г. Москвы, в котором было указано, что на основании Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 27 января 2012 года (далее – Распоряжение) была предоставлена двухкомнатная квартира гражданам Кунцевой Т. и Кунцеву Д. со снятием с жилищного учета всей семьи.
После этого гражданину Комарову была выдана на руки в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Южном административном округе г. Москвы ксерокопия Распоряжения, согласно пункту 6.2. которого Комаров подлежал снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий после государственной регистрации права собственности Кунцевой Т. и Кунцева Д. на предоставленное им, в порядке улучшения их жилищных условий, жилое помещение, расположенное в Московской области.
Таким образом, из содержания пункта 6.2. Распоряжения следовало, что гражданин Комаров подлежал снятию с жилищного учета в связи с улучшением жилищных условий граждан Кунцевой Т. и Кунцева Д.
Юристы «Отдела по Жилищным Судебным Спорам» помогли гражданину Комарову в составлении иска против Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании пункта 6.2. вышеуказанного Распоряжения частично незаконным и подлежащим отмене (в части снятия с жилищного учета гражданина Комарова) и восстановлении его на жилищном учете. И представляли его интересы в суде первой и апелляционной инстанций по данному судебному делу.
В ходе рассмотрения иска в суде первой инстанции юристы «Отдела по Жилищным Судебным Спорам» обратили внимание суда на нижеследующие обстоятельства.
Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ “граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.
Между тем, при подаче Кунцевой Т. и Кунцевым Д. заявления о согласии с предоставлением им, в рамках их собственного учетного дела, жилого помещения в Московской области, Комаров не давал своего согласия на снятие его с жилищного учета.
Комаров стоял на жилищном учете отдельно от граждан Кунцевой Т. и Кунцева Д. и улучшение жилищных условий данных граждан никак не было взаимосвязано с улучшением его жилищных условий.
Поскольку Комаров был поставлен на жилищный учет в качестве семьи, в составе одного человека, в 2000 году, то есть до введения в действие Закона города Москвы от 14.06.2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», то норма статьи 1 данного Закона г. Москвы о составе семьи очередника на него не распространялась, и улучшение жилищных условий граждан Кунцевой Т. и Кунцева Д. не влекло за собой улучшение жилищных условий гражданина Комарова.
На момент обращения Комарова в суд, он по-прежнему был зарегистрирован по месту жительства и проживал в квартире площадью жилого помещения 44,7 кв.м., общей площадью 44 кв.м. и жилой площадью 27,5 кв.м., вместе с гражданами Комаровой О. и Гришиным С. То есть на каждого из проживающих в данной квартире граждан по-прежнему приходилось менее установленной ст.20 Закона города Москвы от 14.06.2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» нормы предоставления, составляющей 18 кв.м. общей площади на человека.
Учтя вышеуказанные доводы истца Комарова, суд первой инстанции принял решение, которым признал незаконным и подлежащим отмене пункт 6.2. Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 27 января 2012 года в части снятия истца Комарова с жилищного учета, и обязал Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы восстановить истца Комарова на жилищном учете.
Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы на данное судебное решение была подана апелляционная жалоба, которая 28 ноября 2014 года была оставлена Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда без удовлетворения.
Еще по данной теме:
Источник: Отдел по Жилищным Судебным Спорам