По договору коммерческой концессии (или франчайзинга) лицо, которое обладает комплексом исключительных прав на товарный знак, а также коммерческое обозначение, ноу-хау и др., предоставляет такой комплекс прав другому лицу за плату для использования в предпринимательской деятельности.
Эти отношения регулирует гл. 54 ГК РФ, а также соответствующие нормы разд. VII ГК РФ о лицензионном договоре.
Нужно отличать коммерческую концессию от концессионных соглашений. Это совсем другой вид отношений с отдельным регулированием, в котором, как правило, цель — создать или реконструировать государственную или муниципальную недвижимость.
1. Какими правовыми нормами регулируется договор коммерческой концессии (франчайзинга)
Помимо положений гл. 54 «Коммерческая концессия» ГК РФ, к этому договору по общему правилу применяются нормы разд. VII ГК РФ о лицензионном договоре (п. 4 ст. 1027 ГК РФ).
Какие нормы дополнительно к гл. 54 ГК РФ будут применяться к конкретному договору коммерческой концессии, зависит от того, право на какой результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по нему предоставляется.
В любом случае это будут в том числе общие нормы о лицензионном договоре — ст. ст. 1233, 1235 — 1240 ГК РФ, а также нормы о лицензионном договоре на товарный знак — ст. 1489 ГК РФ, так как в комплекс исключительных прав (КИП), который передается по договору, он обязательно должен входить (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2017 N 310-ЭС17-1098, п. 3.4.1 Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом).
Это могут быть также, например, положения ст. 1367 ГК РФ, если в составе КИП есть право на изобретение или нормы ст. 1469 ГК РФ, если предполагается использовать ноу-хау.
2. Что такое франчайзинг
По сути это и есть коммерческая концессия, то есть отношения, где одна сторона (правообладатель, франчайзер) владеет комплексом исключительных прав (КИП), который используется в предпринимательской деятельности. Правообладатель разрешает другой стороне (пользователю, франчайзи) использовать КИП за вознаграждение. КИП включает право на товарный знак или знак обслуживания, а также права на другие объекты исключительных прав, которые предусмотрены договором, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
В Гражданском кодексе РФ нет такого термина, как «франчайзинг». Но суды часто используют его как синоним к термину «коммерческая концессия».
Иногда термин «франчайзинг» встречается в решениях судов как синоним термина «франшиза». Но чаще эти понятия все-таки различаются, так как у франшизы в договоре коммерческой концессии обычно есть собственное значение.
3. Что понимается под франшизой в договоре коммерческой концессии (франчайзинга)
Под ней обычно понимают комплекс исключительных прав (КИП), право использовать который одна сторона договора коммерческой концессии (правообладатель) за плату передает другой стороне (пользователю). В Гражданском кодексе РФ этого понятия нет. Но, как правило, его используют стороны в своих договорах, в том числе называют стороны франшизодателем и франшизополучателем, и их трактовку принимают суды.
Интересное определение франшизе дает Федеральная антимонопольная служба. В одном из своих решений она характеризует франшизу как комплекс благ, который позволяет пользоваться брендом, авторскими разработками, моделью бизнеса франчайзера (Решение ФАС России от 30.03.2018 по делу N 1-14-116/00-08-17).
То есть понятие франшизы может быть широким и включать в себя не только КИП, но и те блага, которые не охраняются законодательством об интеллектуальной собственности. Например, консультации правообладателя о том, как вести бизнес.
Встречается в судебной практике и использование слова «франшиза» как синоним термина франчайзинг. Эти понятия очень близки, поэтому определить, о каком значении слова «франшиза» идет речь, можно только по контексту. Например, если написано, что стороны заключают франшизу, то явно речь идет о договоре коммерческой концессии. Если же указано, к примеру, что правообладатель передает пользователю франшизу, то речь идет о КИП или обо всем комплексе благ, который получает пользователь.
Учтите, что у термина «франшиза» есть еще иное отдельное значение, когда речь идет о страховании. Оно определено в п. 9 ст. 10 Закона об организации страхового дела.
4. Кто такой франчайзи
Это пользователь, который получает по договору коммерческой концессии (франчайзинга) право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав (КИП, франшизу). В таком значении это слово встречается в решениях Суда по интеллектуальным правам (Решение Суда по интеллектуальным правам от 08.05.2019 по делу N СИП-346/2018) и Федеральной антимонопольной службы (Решение ФАС России от 30.03.2018 по делу N 1-14-116/00-08-17).
В Гражданском кодексе РФ такого понятия нет.
Читайте еще:
Источник: ЭЖ «Азбука права»