В современных условиях развития экономики особую популярность приобрел способ заключения договора на торгах. Стоит отметить, что заключение договора посредством торгов стимулирует хозяйствующие субъекты в направлении поиска и предложения оптимального для заказчика варианта удовлетворения его потребностей, способствует состязательности и в конечном итоге обеспечивает баланс экономических интересов всех участников данной процедуры <1>.
———————————
<1> Договорное право: Общие положения. Кн. 1 / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2001. С. 220.
Как отмечает О.А. Беляева, торги представляют собой один из самых сложных, но при этом довольно эффективных способов заключения договора, практика использования которого расширяется год от года <2>. Д.Н. Сахабутдинова подчеркивает, что торги служат цели обеспечения объективности в процессе реализации и приобретении имущества <3>.
———————————
<2> Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2012. С. 3.
<3> Сахабутдинова Д.Н. Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 10.
Пункт 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. В таком случае договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 3 статьи 447 Гражданского кодекса РФ в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Также в пункте 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ указано, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <4> (далее — Закон о контрактной системе) в целях приобретения товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривает проведение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются следующие:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
———————————
<4> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
В случаях закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, перечисленными в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <5> (далее — Закон о закупках), эти лица должны руководствоваться правилами настоящего Закона, устанавливающими общие принципы и основные требования к закупкам товаров, работ и услуг, в том числе осуществляемых путем проведения конкурентных и неконкурентных закупок. Как устанавливает Закон о закупках, конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов:
- конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке.
———————————
<5> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011. N 30 (часть I). Ст. 4571.
К неконкурентным закупкам Закон о закупках относит те закупки, условия осуществления которых не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 названного Закона. В свою очередь способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о контрактной системе, ни Закон о закупках не предусматривают легального понятия термина «торги».
Некоторые заказчики в положениях о закупках устанавливают, что запрос котировок или запрос предложений не являются формами торгов для выведения таких закупок за рамки действия норм, предусмотренных статьями 447 — 449 Гражданского кодекса РФ <6>.
———————————
<6> См.: пункт 1.2.11 Положения о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и компаний группы Газпром; п. 9 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД».
Учитывая содержание пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ, без ответа остаются такие вопросы, как:
- какие иные формы торгов существуют;
- как торги сопоставляются с иными способами закупок (конкурентными), содержащимися в Законе о контрактной системе и Законе о закупках;
- и являются ли они формами торгов.
Несмотря на то что в Законе о контрактной системе не используется термин «торги», по существу конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) являются формами торгов. Как отмечалось выше, Закон о закупках прямо указывает, что конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов, указывая также и на возможность установления в положениях о закупке иных способов.
Федеральная антимонопольная служба, суды, участники закупок с целью отнесения того или иного способа закупки к торгам обращаются не к правовой дефиниции такого явления, как торги, а вынуждены исследовать вопрос правовой природы и сущности спорных процедур заключения договоров.
Так, например, Верховный Суд РФ в своем определении отметил, что способ закупки — запрос предложений — по своей правовой природе отвечает определению «торгов», вне зависимости от того, какое наименование присвоено организатором данной процедуре закупок. Довод о том, что запрос предложений не является формой торгов, а представляет собой разновидность офертно-акцептного способа заключения договора, судом отклонен, так как Закон о закупках (ч. 1 ст. 1) подразумевает заключение договоров только посредством конкурентного отбора путем оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, применяемых в равной степени ко всем участникам закупки <7>.
———————————
<7> Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2015 N 305-КГ15-1682 по делу N А40-105887/2013. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ВС РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 10.02.2020).
В другом случае Верховный Суд РФ пришел к выводу, что закупка не противоречит принципам Закона о закупках, поскольку рассматриваемая процедура не может являться торгами, и положения статей 447 — 449 Гражданского кодекса РФ применению к ней не подлежат, исходя из того, что положения документации о закупке содержат положения о том, что результат рассмотрения предложений не является акцептом, влекущим заключение договора или отклонение предложения участника, а выступает исключительно в качестве приглашения к переговорам, в ходе которых будут выработаны окончательные условия договора между заказчиком и участником <8>.
———————————
<8> Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2015 N 305-ЭС15-12265 по делу N А40-69448/2014. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ВС РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 10.02.2020).
К.Н. Алешин отмечает, что ни один федеральный закон не говорит о том, что такое торги (и, соответственно, что торгами считать нельзя), где торги «начинаются», что к ним относится, и в какой момент они «заканчиваются». Такая неопределенность влечет риски ошибочной квалификации каких-либо действий как совершенных на торгах либо, наоборот, необоснованное освобождение от ответственности виновных в нарушении антимонопольных требований к торгам на том основании, что данные действия формально к торгам не относятся <9>.
———————————
<9> Алешин К.Н. Мнимая конкуренция на торгах: проблемы квалификации // Российское конкурентное право и экономика. 2017. N 1. С. 47.
Авторы комментария к главам 27 — 29 Гражданского кодекса РФ приводят следующее определение торгов: «торги — это специальный порядок (способ) заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное правомочное лицо (организатор торгов) проводит состязание между пожелавшими принять в нем участие лицами (участниками торгов) на предмет заключения договора, который заключается с лицом, предложившим наиболее приемлемые условия (лицом, выигравшим торги)» <10>.
———————————
<10> Договор: Постат. ком. глав 27, 28 и 29 Гражданского кодекса РФ / Б.М. Гонгало, М.Ф. Казанцев; Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010.
О.А. Красавчиков относил отношения по проведению торгов к одному из видов гражданских организационно-правовых отношений, а именно к организационно-предпосылочным. Этот вид гражданских организационно-правовых отношений, по мнению автора, характеризуется тем, что в результате становления и реализации таких отношений происходит завязка, а в определенных случаях и последующее развитие отношений имущественно-правовых <11>.
———————————
<11> Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 50 — 57.
В. Груздев рассматривает торги как механизм заключения договора (под которым понимается сложный юридический состав, необходимый для признания некоторых гражданско-правовых договоров состоявшимися), состоящий из четырех элементов:
- односторонняя сделка организатора торгов в виде извещения об объявлении торгов;
- заявка на участие в торгах (также односторонняя сделка);
- процедура выявления победителя;
- заключение договора на торгах (договор-сделка) <12>.
———————————
<12> Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. 1968. N 7. С. 25 — 27.
Ю.В. Белянов отмечает, что целью проведения торгов выступает заключение договора с победителем торгов, предложившим наиболее выгодные условия <13>.
О.А. Беляева, рассматривая предназначение торгов, приходит к следующему выводу: «Торги в первую очередь представляют собой традиционный институт гражданского права, отражающий особый процедурный аспект заключения договора» <14>.
———————————
<14> Беляева О.А. Предназначение торгов // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 26.
Юридическая процедура — это система последовательно совершенных действий и возникающих на их основе отношений, направленных на достижение определенного правового результата <15>. Как отмечает В.Н. Протасов, ключевым в данном определении следует считать слово «последовательность», ведь именно она является содержательным качеством процедуры, означает строгую регламентацию очередности действий: что должно быть сделано вначале, а что — потом <16>.
———————————
<15> Давыдова ГН. Юридические процедуры в гражданском праве. Общая характеристика: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 7.
<16> Юридическая процедура / В.Н. Протасов. М.: Юрид. лит., 1991. С. 1.
Г.А. Сухадольский высказывает мнение о том, что торги являются способом заключения договора на любой конкурентной основе <17>.
———————————
<17> Сухадольский Г.А. Спорные вопросы правового регулирования торгов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 5. С. 158.
Законодатель, давая определение конкуренции в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <18> (далее — Закон о защите конкуренции), определил ее как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
———————————
<18> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434.
В словаре В.И. Даля конкуренция — это «соперничество или состязание в торговле и промыслах, соискательство, соревнование» <19>. Стоит отметить, что В.И. Даль — тонкий знаток русского языка — ставит в один ряд слова «конкуренция», «соперничество», «состязание», «соревнование».
———————————
<19> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: ГИС, 1955. 4 т.; 27 см. Набрано и напеч. со 2-го изд. 1880 — 1882 гг.
Именно поэтому нельзя не согласиться с мнением О.А. Беляевой о том, что состязательность — это конститутивный признак любых торгов, объективно определяющий их сущность; при отсутствии состязательности торги утрачивают всякий смысл <20>.
———————————
<20> Беляева О.А. Какими быть торгам в «новом» Гражданском кодексе РФ? // Журнал российского права. 2013. N 2 (194). С. 111.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что представленная законодателем в пункте 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ дефиниция понятия торгов путем закрепления открытого перечня форм торгов является не совсем удачной. В этой связи предлагается под торгами понимать способ определения победителя проводимой процедуры торгов, осуществляемой на состязательной (конкурентной) основе с целью выявления наиболее выгодных для заказчика условий договора, по результатам которой может быть заключен договор.
Библиографический список
1. Алешин К.Н. Мнимая конкуренция на торгах: проблемы квалификации // Российское конкурентное право и экономика. 2017. N 1. С. 44 — 47.
2. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2012. 54 с.
3. Беляева О.А. Какими быть торгам в «новом» Гражданском кодексе РФ? // Журнал российского права. 2013. N 2(194). С. 110 — 116.
4. Беляева О.А. Предназначение торгов // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 22 — 28.
5. Белянов Ю.В. Проблемы реализации арестованного имущества должника и пути их решения // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. N 4. С. 53 — 57.
6. Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными // Хозяйство и право. 1968. N 7. С. 24 — 36.
7. Давыдова Г.Н. Юридические процедуры в гражданском праве. Общая характеристика: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2004. 27 с.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / [Вступ. статья А.М. Бабкина]. М.: ГИС, 1955. 4 т.; 27 см. Набрано и напеч. со 2-го изд. 1880 — 1882 гг.
9. Договор: Постат. ком. глав 27, 28 и 29 Гражданского кодекса РФ / Б.М. Гонгало, М.Ф. Казанцев; Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. 237 с.
10. Договорное право: Общие положения. Кн. 1 / Брагинский М.И., Витрянский В.В. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2001. 848 с.
11. Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 50 — 57.
12. Сахабутдинова Д.Н. Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2007. 23 с.
13. Сухадольский Г.А. Спорные вопросы правового регулирования торгов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. N 5. С. 156 — 159.
14. Юридическая процедура / В.Н. Протасов. М.: Юрид. лит., 1991. 79 с.
Читайте еще:
- Как проводятся публичные торги в рамках исполнительного производства
- Метод правового регулирования публичных закупок в условиях цифровизации
Автор: Т.В. Ефимцева, И.М. Шевлякова