Функцию контроля за реализацией имущества Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» относит к непосредственным обязанностям арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве. Как происходит эта реализация и какова при этом роль арбитражного управляющего?
Предложения управляющего
Реализация имущества должника в рамках процедуры конкурсного производства — важнейший этап в деле о банкротстве, целью которого является получение наибольшей выручки и максимальное удовлетворение требований кредиторов. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к реализации его имущества.
Порядок проведения торгов по продаже имущества должника регламентирован положениями ст. ст. 110, 111, 139 Закона N 127-ФЗ.
Напомним, что с 14 октября 2010 года в соответствии с Законом N 127-ФЗ и Приказом Минэкономразвития от 15.02.2010 N 54 изменились правила продажи имущества предприятий в рамках процедуры банкротства.
В соответствии с п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает 500 тыс. руб., в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).
Конкурсный управляющий обязан представить собранию или комитету кредиторов на утверждение предложения о продаже имущества должника в письменном виде и в месячный срок с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника.
В предложениях в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе имущества, сроках его продажи, форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене имущества, начальной цене его продажи, средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается разместить сообщения о продаже и сроках опубликования сообщения.
Собранию или комитету кредиторов даются два месяца для утверждения предложений о продаже имущества.
Пункт 1.1 ст. 139 Закона N 127-ФЗ устанавливает, что в случае если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или комитету кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов оно не утверждено, то конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи этого имущества.
Предложение должно включать сведения о составе этого имущества, сроках его продажи, форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством РФ осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, начальной цене его продажи, средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, сроках опубликования и размещения указанного сообщения.
То есть право конкурсного управляющего на обращение в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества должника возникает лишь по истечении двухмесячного срока с даты представления таких предложений собранию кредиторов (дело N А08-5902/2011).
Если собрание кредиторов утвердило предложения о продаже имущества должника, то конкурсный управляющий имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением об утверждении предложений о продаже имущества должника только при наличии разногласий и устранить данные разногласия в судебном процессе. В противном случае суд отказывает в удовлетворении заявления конкурсного управляющего об утверждении предложений о продаже имущества должника в связи с отсутствием предмета спора (дела N А08-6534/2011, N А08-10540/2009).
Ответственность за информацию
Частым предметом споров в арбитражных судах является невозможность подачи потенциальным участником торгов заявки (неправильно указан электронный адрес в заявлении, отклоняется прием заявки, неверно указанные данные по перечислению задатка и др.). Все эти факты способствуют ограничению количества участников торгов, что непосредственно влияет на цену продаваемого имущества, которая уменьшается.
Для эффективного и открытого доведения информации по продаже имущества должника-банкрота до более широкого круга лиц есть необходимость представления арбитражными управляющими информации на электронных носителях, помимо печатных изданий, в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об условиях проведения торгов со ссылкой на сайт организатора торгов и электронной площадки. Данная информация может размещаться в том виде, в котором она представлена арбитражными управляющими, на сайте арбитражного суда, что будет только способствовать доступности и открытости проведения торгов.
Поскольку контроль за реализацией имущества должника-банкрота и доступность к участию в торгах лежат на арбитражных управляющих, ответственность за представление информации для размещения на сайте суда также должна лежать на них.
Кто быстрее или больше?
По статистике Министерства экономического развития, более 90% торгов объявляются несостоявшимися, вследствие чего реализация имущества должника, как правило, происходит посредством публичного предложения.
Продажа посредством публичного предложения предусматривает постоянное снижение цены имущества через определенные промежутки времени. Нередко шаг снижения цены составляет миллионы, а иногда и десятки миллионов рублей.
Абзац 5 п. 4 ст. 139 Закона N 127-ФЗ предусматривает, что победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.
В связи с этим развитие получают технические средства подачи заявки (специальные программы-снайперы), которые позволяют автоматически в указанный пользователем период времени (непосредственно после снижения цены) подать заявку. Время подписания и подачи заявки составляет от 0,1 до 2 секунд.
В практике встречаются протоколы об итогах торгов, в которых указано, что время подачи заявки составило чуть более секунды со времени снижения цены. При этом подавшие заявки после поступления первой не признаются победителями торгов, даже если предложенная ими цена существенно превышала цену, указанную в заявке, поданной ранее.
В таких ситуациях необходимо указывать период времени, в течение которого будут приниматься заявки (допустим, одни сутки), и уже из поступивших предложений должен выбираться победитель. Данная информация является закрытой для участников торгов, и доступ к ней имеют лишь электронная площадка и арбитражный управляющий, который и определит участника торгов по наиболее выгодным критериям.
При проведении торгов не в электронной форме встречаются случаи одновременной явки нескольких заявителей ко времени начала подачи заявок. Тогда прием первой заявки зависит исключительно от усмотрения конкурсного управляющего.
Поскольку целью конкурсного производства и задачей конкурсного управляющего является соразмерное и, возможно, более полное удовлетворение требований кредиторов (к такому удовлетворению конкурсный управляющий стимулируется в том числе п. 13 ст. 20.6 Закона N 127-ФЗ), а не скорость подачи заявки, полагаю, что, в случае если заявки поступили в один период проведения торгов, победителем торгов по смыслу Закона N 127-ФЗ должно признаваться лицо, предложившее наибольшую цену за имущество.
Читайте еще:
Автор: В. Конопатов