В Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007 — 2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583, одной из задач Программы определено создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности. В рамках реализации Программы, а также во исполнение Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» в федеральных судах общей юрисдикции были созданы приемные.
Деятельность приемных в судах общей юрисдикции регламентируется Положением о приемной, утвержденным приказом председателя соответствующего суда и регламентом организации деятельности приемной соответствующего суда. Данные документы утверждаются председателями соответствующих судов в соответствии с Постановлением Президиума Совета судей от 18.05.2009 N 179. При принятии Положения и регламента конкретного суда председатель суда руководствуется Примерным положением о приемных в судах общей юрисдикции и Типовым регламентом организации деятельности приемной суда общей юрисдикции.
На настоящий момент можно уже подвести некоторые итоги функционирования приемных в судах общей юрисдикции и отметить проблемы, которые возникают на практике и требуют законодательной коррекции.
Как показывает сложившаяся практика, создание приемных значительно разгрузило отдел делопроизводства и судебной статистики, поскольку, в большинстве случаев, до создания приемных именно канцелярия суда занималась и приемом документов от граждан, и назначением вновь поступивших и направляемых в кассационную инстанцию дел, и статистической работой, и исполнением и пр., что создавало очереди для граждан и затрудняло их доступ к правосудию. В приемной прием и выдача документов осуществляется в течение всего рабочего дня (без перерывов), что предполагает наличие в приемной как минимум двух работников.
Исходя из основных функций приемной, определенных в вышеуказанных документах, а также согласно п. 2.1 Типового регламента, помещение приемной должно быть оснащено необходимой оргтехникой, сейфом для обеспечения сохранности поступивших документов, нормативными, справочными и иными материалами, средствами связи для вызова охраны, врача, специальной связи, видео и звукозаписи.
К сожалению, материальные условия функционирования современных судов общей юрисдикции, особенно на местах, на настоящий момент оставляют желать лучшего, в связи с чем оснащение приемной не соответствует обозначенным стандартам.
На наш взгляд, противоречат друг другу положения о том, что, с одной стороны, работник приемной вправе давать консультации по вопросам формы искового заявления, перечня документов, а с другой стороны, работник приемной не имеет права оказывать юридическую помощь лицам, обратившимся в суд (п. 2.12 Типового регламента).
Безусловно, оказание юридической помощи работником суда конкретному субъекту несовместимо с принципом независимости и беспристрастности судебной системы. Предоставление консультаций по вопросам, в какой форме следует изложить требование гражданина и какие документы следует ему представить в подтверждение своих требований, требует изучения ситуации конкретного лица и правовой квалификации данного казуса. Фактически это и является консультацией правового характера.
Кроме того, за короткий промежуток, в который работник суда принимает документы, зачастую невозможно осуществить все вышеуказанные действия, тем более что нередко вышестоящими инстанциями отменяются и определения судей в связи с неправильным определением подсудности дел, а у судьи, в отличие от работника приемной, есть пять дней для изучения представленных материалов. В связи с вышеуказанными обстоятельствами представляется целесообразным исключить эти положения из Типового регламента.
Тесно связан с изложенными выше положениями вопрос кадрового обеспечения работы приемной. Согласно п. 2.1 Типового регламента прием граждан осуществляется аттестованными государственными гражданскими служащими аппарата суда, при этом не уточнена должность (специалист суда, секретарь суда, помощник судьи).
При настоящем положении дел, когда сотрудник приемной правомочен давать консультации по форме подаваемых заявлений, основаниям отказа в принятии и пр., представляется, что работником приемной должен быть государственный служащий, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы, знакомый с практикой разрешения дел и вопросами толкования норм права судами.
Поясним на примере. Такая распространенная в последнее время категория гражданских дел, как дела о сохранении жилого помещения в переустроенном или перепланированном состоянии, в отдельных регионах полностью отсутствует в связи с разрешением данных вопросов на уровне исполнительной власти.
Или категория дел о восстановлении срока для принятия наследства стабильно отличается разнобоем в судебной практике различных регионов. Даже в одном регионе судьи по-разному подходят к вопросу о том, кто является ответчиком по делам данной категории: налоговая служба, департамент управления имуществом, нотариус или др.
Таким образом, работник приемной даже для того чтобы информировать гражданина о форме заявления, подсудности иска и перечне прилагаемых к заявлению документов, должен быть знаком не только с процессуальным законодательством, но и с правоприменительной практикой, сложившейся в отдельно взятом регионе.
Если эти функции будут возложены на помощника судьи, для которого предусмотрены требования наличия высшего юридического образования и опыта профессиональной деятельности, то тогда этот помощник судьи будет только формально закреплен за определенным судьей, поскольку не сможет совмещать и помощь судье, и работу в приемной.
Если работу в приемной будет осуществлять специалист суда, для которого не обязательно наличие высшего юридического образования, или секретарь суда, который должен иметь высшее профессиональное образование, но может и не иметь опыта работы, то вряд ли он сможет на должном уровне осуществлять работу в приемной.
Таким образом, вопросы должностных обязанностей работника приемной и вопросы кадрового обеспечения деятельности приемной взаимосвязаны и требуют уточнения на законодательном уровне.
Автор: Магомедова З.И.