При всем несовершенстве действующих правил о формировании Государственного реестра юридических лиц получение сведений и документов из регистрационного дела организации остается важным для любого практикующего юриста. Выявлению особенностей состава этих документов и сложностей, с которыми можно столкнуться при их получении, посвящена данная статья.
Понятие и значение ЕГРЮЛ
Юридические лица, учреждаемые на территории РФ, независимо от организационно-правовой формы и целей деятельности обязаны с 1 июля 2002 года пройти государственную регистрацию с внесением соответствующей записи в государственный реестр (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
При этом нормативное определение государственного реестра в Законе N 129-ФЗ отсутствует. С помощью толкования его отдельных норм, а также Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, далее — Правила ЕГРЮЛ) государственный реестр можно определить в качестве:
-
- единого — строящегося на общих принципах и посредством единых методов;
- федерального — принадлежащего государству и обладающего для него особой значимостью;
- информационного — содержащего определенные данные о юридическом лице;
- ресурса — системы, технически оснащенной и построенной как единое целое, направленной на предоставление своего содержания для всеобщего ознакомления.
Каково же его юридическое значение?
С внесением в государственный реестр записей о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица связывается возникновение, изменение или прекращение его правоспособности (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК РФ). Поскольку процессы создания, а также возможная реорганизация или ликвидация организации — действия, выполняемые в определенной последовательности, в виде нескольких стадий, то внесение в государственный реестр соответствующей записи — обязательный элемент юридического состава, с наличием которого последний считается сформированным и наступают юридические последствия.
В юридической литературе высказывается и иное мнение, опирающееся на ч. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ, согласно которому государственная регистрация и есть юридический факт, влияющий на гражданские права и обязанности. Арбитражная практика также исходит из того, что при наличии оснований недействительными признаются решение регистрирующего органа и запись в ЕГРЮЛ (Постановление ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А40/8548-09).
Однако с таких позиций нельзя объяснить случаи, когда решение о создании организации принимается одним государственным органом, а соответствующую запись в государственный реестр вносит другой. По смыслу государственного акта как одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК РФ) действие уполномоченного государственного органа, реализующего публичные властно-распорядительные полномочия, влечет юридические последствия непосредственно. Тогда как при осуществлении государственной регистрации регистрирующий орган совершает целый ряд юридических поступков: при принятии документов выдает расписку (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ), а после внесения соответствующей записи в государственный реестр (то есть совершения требуемого действия) направляет подтверждающий документ (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Часто инициатива создания юридического лица принадлежит учредителям, не имеющим никакого отношения к государству, и их воля выражается в соответствующем документе еще до обращения в регистрирующий орган. Этим можно объяснить заявительный характер государственной регистрации.
С учетом изложенного момент внесения соответствующей записи в государственный реестр является определяющим для существования организации как субъекта права. В связи с этим для подтверждения статуса контрагента необходимо запрашивать выписку из ЕГРЮЛ.
Информационная составляющая ресурса
Переходим к рассмотрению содержания государственного реестра, поскольку только так можно определить состав информации, предоставляемой из ЕГРЮЛ.
Данные, которые обязательно отражаются в государственном реестре, определяются Законом N 129-ФЗ непоследовательно. В нем содержится словосочетание «сведения и документы» о юридическом лице (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 24), неравнозначность двух этих понятий очевидна. Эти термины используются и по отдельности. Например, в подп. «д» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ упоминаются сведения о держателе реестра акционеров, а в подп. «е» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ речь идет об учредительных документах.
Применение разной терминологии объяснимо, ведь любой документ содержит различные сведения. Но проблема не только в этом, а в том, что построение данных государственного реестра осуществляется не системно, а, скорее, с точки зрения текущей актуальности, определяемой законодателем (и не всегда на уровне закона).
Например, наличие в ЕГРЮЛ сведений об обособленных структурных подразделениях юридического лица, не являющихся филиалами или представительствами, по нашему мнению, было бы желательно, но Законом N 129-ФЗ не предусмотрено. Как иллюстрации меняющейся актуальности служат изменения, которые внесены в Закон N 129-ФЗ за истекший период его действия (если быть точным, было сделано восемь дополнений (уточнений) и столько же редакций отдельных норм). Такой подход вряд ли можно считать приемлемым.
Далеко не всегда определяется и то, в каком виде эти «сведения и документы» должны быть представлены. Так, в Законе N 129-ФЗ фигурируют данные, которые могут содержаться как в документах, установленных законодательством, так и в специально подготовленных заявлениях. При таком подходе в каждом конкретном случае требуется специальная регламентация.
Между тем закрепление, например, правила о представлении в ЕГРЮЛ документа, прямо предусмотренного законодательством (как в случае с учредительными, а также внутренними документами организации), и только в случае отсутствия такой нормы — по форме, утвержденной регистрирующим органом (или в произвольной форме), способствовало бы повышению информативности ресурса.
Кроме того, государственный реестр ведется на бумажных и (или) электронных носителях (ст. 4 Закона N 129-ФЗ). Законом установлен приоритет сведений, содержащихся в бумажных документах. Однако и в них сведения не всегда актуальны.
Дело в том, что данные госреестра формируются в основном не за счет документов, являющихся основанием для совершения гражданско-правовых сделок или оформления хозяйственных операций и ведения бухучета. Кроме того, в государственном реестре могут содержаться сведения, порядок исключения которых еще не установлен (Письмо ФНС России от 20.05.2005 N КБ-6-24/420@).
Поэтому хочется надеяться, что своевременная актуализация государственного реестра будет происходить не только под угрозой привлечения виновного лица к административной ответственности (Определение ВАС РФ от 15.05.2009 N 2037/09), но и за счет совершенствования действующего законодательства.
Наконец, информационная составляющая государственного реестра формируется при предоставлении документов для государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), а также с помощью обмена соответствующими данными между госорганами (п. 4 ст. 5, подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).
Понятие регистрационного дела
Данные в ЕГРЮЛ можно условно подразделить:
— на документы, представленные заявителем при госрегистрации, в том числе заявления, уведомления, сообщения (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ), — они априори являются частью государственного реестра (п. 6 ст. 5 Закона N 129-ФЗ);
— документы, полученные регистрирующим органом от других лиц (госорганов, коммерческих и некоммерческих организаций), в том числе посредством электронного обмена. Сюда относится информация, предоставляемая лицензирующими органами (сведения о лицензиях — подп. «м» п. 1, п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), налоговыми органами не в качестве регистрирующих органов (сведения об ИНН и КПП — подп. «о» п. 1, п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), а также поступающая от органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), или из государственных внебюджетных фондов (подп. «р» п. 1, п. 4 ст. 5, подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ), копии определений арбитражного суда о завершении конкурсного производства (п. 2 ст. 21 Закона N 129-ФЗ), данные от нотариусов (п. 14 ст. 21, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Также в процессе электронного взаимодействия в регистрирующий орган поступают такие документы, как сообщения о доставке электронных писем, о невозможности обработки электронных документов (п. 3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@).
Получается, — и это закреплено нормативно (п. 4 Правил ЕГРЮЛ), — что «регистрационное дело юридического лица» — часть ЕГРЮЛ. Но в таком случае относятся ли сюда только документы, представленные при государственной регистрации самим заявителем? Следовательно, только ли копии этих документов вправе получить заинтересованное лицо? Регистрирующий орган считает, что это так (п. п. 4.3, 4.4 письма ФНС России от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@).
Складывающаяся арбитражная практика также исходит из ограничительного толкования, относя к регистрационному делу только документы, подлежащие госрегистрации и внесению об этом записи в госреестр (Определение ВАС РФ от 09.12.2009 N ВАС-16320/09). Но и такое определение далеко от совершенства, ведь в регистрирующий орган одновременно представляется несколько документов, а регистрация — одна. Справедливости ради нужно отметить, что суды и сами признают эту неопределенность, но при этом исходят из того, что… «законодатель подразумевает» (Постановление ФАС ДО от 05.11.2009 N Ф03-5797/2009).
Подобные толкования не соответствуют букве закона. Например, документы, поступившие в государственный реестр о юридических лицах, зарегистрированных до вступления в силу Закона N 129-ФЗ, также именуются регистрационными делами (п. 1 ст. 26). А ведь в них содержатся не только основные данные, сообщенные заявителем, но и документы, которые велись ранее государственными и муниципальными органами. Кроме того, согласно п. 13 Правил ЕГРЮЛ в регистрационное дело включаются также сведения в виде листов записей государственного реестра.
Поэтому, с нашей точки зрения, в состав регистрационного дела организации включаются все документы, содержащиеся в государственном реестре и необходимые для государственной регистрации, независимо от того, кто их представил в регистрирующий орган.
Документы из государственного реестра
Право на получение копий документов из госреестра предусмотрено абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона N 129-ФЗ, однако при его реализации можно столкнуться с целым рядом сложностей, предопределяемых особенностями формирования ЕГРЮЛ.
Во-первых, порядок исполнения некоторых законодательных требований в части формирования ЕГРЮЛ до сих пор остается нечетким. Это относится к копии документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или имущество учреждения (п. «в» ч. 1 ст. 21.2 Закона N 129-ФЗ). По всей видимости, речь идет о предприятии как объекте гражданских прав (ст. 132 ГК РФ). Означает ли это, что достаточно будет лишь свидетельства о переходе права собственности на недвижимое имущество?
Поскольку договор купли-продажи предприятия подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ), а правила передачи предприятия требуют подписания сторонами передаточного акта (п. 2 ст. 563 ГК РФ), то помимо копий указанных свидетельств в государственный реестр, по нашему мнению, необходимо представить копии передаточного акта и договора. Для лица, заинтересованного в получении из ЕГРЮЛ как можно большей информации, такое решение было бы наиболее подходящим.
Некоторые положения Закона N 129-ФЗ потребовали принятия специальных разъяснений. Так, порядок исполнения требования о представлении кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (подп. «п» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ) содержится в Письме ФНС России от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@. Порядок же представления данных об основном документе, удостоверяющем личность (см. подп. «е» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), был урегулирован лишь совсем недавно (Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ).
Поэтому заранее определить, какие же документы находятся в регистрационном деле, нельзя.
Во-вторых, в законодательстве появились новые виды юридических лиц, учредительные документы которых серьезно отличаются по своей специфике от привычного устава или учредительного договора. Так, ст. ст. 7.1, 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрены такие некоммерческие организации, как государственная корпорация или государственная компания, учредительным документом которых является федеральный закон.
Представляется ли при осуществлении данной государственной регистрации такой документ, и если да, то в каком виде? Печатное издание (например, «Российская газета») с официальной публикацией или на основании Федерального закона от 21.10.2011 N 289-ФЗ заверенная распечатка с Официального интернет-портала правовой информации: www.pravo.gov.ru? Может ли быть затребована копия такого учредительного документа из ЕГРЮЛ?
Кстати, сделанный нами ранее вывод о том, что внесение записи в государственный реестр о создании юридического лица — лишь один из элементов юридического состава, здесь находит свое необходимое подтверждение. Ведь по общему правилу государственная регистрация данных организаций осуществляется уже после того, как вступает в силу соответствующий федеральный закон. Решение же о государственной регистрации некоторых видов некоммерческих организаций вообще принимается иным государственным органом (Минюстом России).
Недавно был принят Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (вступает в силу с 01.07.2012). С этими видами юридических лиц вообще происходит полнейшая путаница (как с точки зрения доктрины гражданского права, так и с позиции практической целесообразности). Данным Законом закрепляется норма, по которой соглашение об управлении партнерством (так называется учредительный документ) и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, а сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 6). Однако случаи, когда учредительные документы и содержащиеся в них сведения в регистрирующий орган не представляются, Законом N 129-ФЗ не предусмотрены. Как быть?! Эти вопросы остаются пока без нормативного ответа.
Поэтому нельзя рассчитывать на то, что тот или иной документ обязательно будет в регистрационном деле.
В-третьих, доступ к некоторым сведениям и документам на основании Закона N 129-ФЗ может быть ограничен (п. 1 ст. 6). Под такое ограничение подпали сведения о номере и дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, об органе, выдавшем указанный документ, а также сведения о банковских счетах (подп. «б» п. 23 Правил ЕГРЮЛ).
На практике получается, что если документ, содержащийся в ЕГРЮЛ, может быть предоставлен, но при этом содержит такие данные (например, в протоколе о создании организации содержатся реквизиты паспортов ее учредителей), то в выдаче его копии будет отказано. Жаль, что в действующих нормативных актах отсутствует общее правило, по которому такой документ все-таки должен выдаваться любому заинтересованному лицу, но с учетом исключения из него конфиденциальных сведений.
Получить затребованную информацию
По изложенным причинам сформулировать общее правило о перечне документов регистрационного дела, которые в виде копий предоставляются из государственного реестра, невозможно.
Можно лишь привести перечень, прямо предусмотренный Законом N 129-ФЗ:
-
- заявления, уведомления или сообщения, представляемые заявителем (п. 1.2 ст. 9);
- решение о создании (п. «б» ч. 1 ст. 12);
- учредительные документы (нотариальные копии) (п. «в» ч. 1 ст. 12, подп. «б» п. 1 ст. 14);
- документы о реорганизации (договор о слиянии, передаточный акт или разделительный баланс — подп. «г», «д» п. 1 ст. 14);
- ликвидационный баланс (подп. «б» п. 1 ст. 21);
- решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или учреждения или решение органа государственной власти, на основании которого осуществлена приватизация (подп. «б» ч. 1 ст. 21.2);
- документ об уплате государственной пошлины (п. «д» ч. 1 ст. 12, подп. «е» п. 1 ст. 14, подп. «г» п. 1 ст. 17, подп. «в» п. 1 ст. 21).
Заметим, что Правила ЕГРЮЛ устанавливают лишь перечень сведений о юридическом лице, которые включаются в запись ЕГРЮЛ, не более того (п. 20, приложение N 2).
Поскольку указанные документы содержатся в регистрационном деле юридического лица, то их копии с учетом установленных ограничений должны быть предоставлены в обязательном порядке.
Законом также не предусматривается предельный срок, в течение которого можно обращаться в ЕГРЮЛ за получением из него сведений (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ, п. 21 Правил ЕГРЮЛ).
Поскольку в ЕГРЮЛ (а значит, и в регистрационном деле) отсутствуют документы, выдаваемые заявителю в подтверждение факта внесения записи в государственный реестр, в частности свидетельство о государственной регистрации, то эти документы в виде копий не выдаются. По этой же причине заинтересованное лицо не может получить копию дубликата документа, выданного взамен утраченного и по своим реквизитам (серия, номер бланка, дата выдачи), являющегося новым документом (Письмо ФНС России от 13.01.2005 N ШС-6-09/5@). Арбитражная практика отказывает в их выдаче и в тех редких случаях, когда эти документы все же находятся у регистрирующего органа (Постановление Девятого ААС от 12.10.2010 N 09АП-23397/2010).
С учетом проведенного анализа можно прийти к выводу о необходимости установления общего правила: из регистрационного дела организации предоставляются любые документы, за исключением прямо ограниченных законом. А пока заинтересованному лицу остается лишь уповать на то, что он не станет жертвой произвола и затребованная им информация все-таки будет предоставлена.
Автор: В. Вороной