Сообщение является юридически значимым, если в силу закона или сделки влечет для получателя гражданско-правовые последствия. Это могут быть, в частности, возникновение, изменение или прекращение обязательств.
Например, юридически значимыми сообщениями являются заявление о зачете, извещение о недостатках работ, претензия, уведомление об отказе от договора.
Последствия наступают для адресата с момента доставки сообщения ему или его представителю. Поэтому важно правильно направить сообщение. Например, сделать это по указанному в договоре адресу и согласованным с контрагентом способом.
1. Что такое юридически значимые сообщения
Юридически значимыми называют сообщения, которые в силу закона или сделки влекут для получателя гражданско-правовые последствия.
Такими сообщениями могут быть, например, заявление о досрочном возврате займа, уведомление о зачете, извещение о готовности товара к выборке, требование возвратить товар.
Правовые последствия наступают с момента доставки сообщения адресату или его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). В частности, с этого момента:
-
- адресат считается ознакомленным с сообщением;
- может возникнуть, измениться или прекратиться обязательство. Например, при доставке уведомления об одностороннем отказе покупателя от договора у поставщика возникнет обязанность вернуть предоплату;
- может начаться отсчет срока (например, если договор расторгается по истечении 30 дней после уведомления об одностороннем отказе).
2. Как направить юридически значимое сообщение
При отправке юридически значимого сообщения соблюдайте требования к способу и адресу для направления таких сообщений.
В законе или договоре может быть предусмотрен срок для отправки конкретного сообщения — в таком случае руководствуйтесь им. К примеру, об отказе от бессрочного договора аренды недвижимости по общему правилу нужно сообщить за три месяца (п. 2 ст. 610 ГК РФ).
2.1. Каким способом направить юридически значимое сообщение
Если в договоре установлен исключительный способ для отправки юридически значимых сообщений, используйте его. Направление сообщения другим способом (например, отправка почтой, если договор предусматривает курьерскую доставку) в этом случае будет ненадлежащим (п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Если в договоре способ не установлен, то вы можете использовать любые доступные средства связи. Надежней направить сообщение:
-
- почтой — заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
- с курьером — при условии получения отметки о вручении (к примеру, на копии письма) от лица, которое уполномочено контрагентом на прием корреспонденции.
Но по общему правилу сообщение можно отправить и с помощью электронной или факсимильной связи, а также в иной форме (например, разместить информацию на сайте). Главное, чтобы при этом была возможность установить отправителя и адресата (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Рекомендуем сохранить доказательства отправки сообщения и получения его адресатом. Это могут быть, в частности, отчет об отслеживании отправления, сформированный на сайте Почты России, уведомление о вручении, опись вложений, отчет о передаче факса, распечатка электронного письма. Если адресат будет отрицать факт получения сообщения, то именно вам придется доказывать, что оно было ему доставлено (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). В подтверждение вы сможете предъявить, например, уведомление о вручении письма с отметкой о получении.
2.2. По какому адресу направить юридически значимое сообщение
Если в договоре указан исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений, направьте сообщение по нему. О том, что договор предусматривает такой адрес, может свидетельствовать, например, формулировка: «вся корреспонденция должна направляться заказчику только по почтовому адресу». В таком случае именно этот адрес считается надлежащим. Направление сообщения по иному адресу будет надлежащим, только если вам известно (должно быть известно), что указанный в договоре адрес недостоверен (п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Например, что он не существует.
Если исключительный адрес не закреплен в договоре или является недостоверным, то сообщения по общему правилу надо направлять:
-
- по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, если контрагент — юридическое лицо. Сообщение, доставленное на этот адрес, считается полученным, даже если контрагент там не находится (п. 3 ст. 54 ГК РФ);
- по адресу, указанному в ЕГРИП, если контрагент — индивидуальный предприниматель (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
- по адресу регистрации по месту жительства или пребывания гражданина (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Но если вы знаете, что гражданин фактически проживает по другому адресу, то лучше отправить сообщение на все известные адреса. В этом случае суд может не признать доставленным сообщение, которое направлено только по адресу регистрации;
- на электронную почту контрагента, которая указана на странице с контактами на его официальном сайте. Вы также можете использовать адрес электронной почты, известный как почта организации или служебная почта ее компетентного сотрудника. Сообщение, полученное на эти адреса, считается полученным самим лицом, пока оно не докажет обратное (см. Позицию ВАС РФ, АС округов).
Нередко в договоре нет условия об исключительном адресе для направления сообщений, но в реквизитах приведен почтовый адрес контрагента, отличный от содержащегося в ЕГРЮЛ. Представляется, что в этом случае сообщение целесообразно направлять по обоим адресам. Иначе суд даже при наличии уведомления о вручении может не признать доставленным сообщение, которое направлено только по адресу, указанному в договоре (см. Позицию АС округа).
3. Когда юридически значимое сообщение считается доставленным
Момент доставки юридически значимых сообщений может быть согласован в договоре (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ). Например, в нем может быть указано, что сообщение считается доставленным в момент его поступления в отделение почты получателя.
При отсутствии такого условия сообщение является доставленным в момент передачи адресату или его представителю. Это может быть, в частности, момент получения письма в отделении связи или поступления сообщения в канцелярию организации-адресата.
Если сообщение поступило адресату, но не было ему вручено или он с ним не ознакомился по причинам, которые от него и зависят, оно все равно считается доставленным (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, в случае, когда письмо было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи, поскольку адресат уклонился от его получения (п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Суды по-разному определяют момент, в который считается доставленным сообщение, возвращенное почтой отправителю с отметкой «истек срок хранения». В частности, его могут признать доставленным в день поступления в почтовое отделение получателя или в день отправки обратно отправителю (см. Позиции ВС РФ, АС округов).
4. Что будет, если адресат не получит юридически значимое сообщение
Это зависит от того, было ли сообщение направлено по надлежащему адресу.
Если да, то оно считается полученным, даже если получатель фактически не находится (не проживает) по этому адресу (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). В таком случае юридические последствия сообщения наступят для адресата, даже если он узнает о них постфактум.
Исключение составляет случай, когда сообщение направлено по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), но данные в реестр внесены помимо воли адресата, в частности в результате неправомерных действий третьих лиц (п. 3 ст. 23, п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61). Примеры таких действий: хакерская атака, предоставление сведений в реестр руководителем после того как он был лишен полномочий.
Если же адресат не получил сообщение по вине отправителя (например, письмо ошибочно отправили не на тот адрес), можно считать, что оно не было отправлено. Соответственно, в этом случае оно не влечет никаких последствий.
Читайте еще: