Процедура принятия и оформления наследства является непростой и по законам российского права в том случае, если сам наследодатель, наследники и имущество находятся на территории страны. По общему правилу наследник должен принять наследство в течение шести месяцев со дня его открытия (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1154 ГК РФ). В большинстве случаев процедура проводится через нотариуса, также в российском праве имеются нормы, регламентирующие порядок фактического принятия наследства и установления этого факта через суд. Однако может оказаться так, что наследуемое имущество находится на территории другой страны либо смерть наследодателя наступила за рубежом. Наследственные отношения, осложненные иностранным элементом, могут вызвать множество практических вопросов, так как требуют знания не только российского законодательства, но и законодательства той страны, с которой связана процедура наследования.
Согласно ст. 1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Коллизионная норма исходит из презумпции наличия движимого имущества в месте открытия наследства. Наследование же недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — по российскому праву. Таким образом, в отличие от регулирования правом (по месту последнего жительства наследодателя) наследования движимого имущества, наследование недвижимого имущества регулируется правом страны по месту нахождения недвижимости. Несмотря на то что на первый взгляд все кажется достаточно понятным, на деле могут возникнуть сложности с наследованием как движимого, так и недвижимого имущества с участием иностранного элемента.
В первую очередь понятие последнего места жительства российским правом конкретно не определено, а равно не определено ни иностранным законодательством, ни договорами и конвенциями. В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно букве закона речь идет о фактическом проживании, которое не всегда совпадает с местом регистрации по месту жительства. Для вывода о месте фактического проживания могут приниматься во внимание связь лица с этой страной, длительность такого проживания, правовое положение наследодателя (вид на жительство, рабочая виза) наличие родственников, семьи в стране проживания. Особого внимания заслуживает вопрос определения места жительства сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений. Так, согласно Конвенции о праве, применимом к наследованию в силу смерти (заключена в г. Гааге 01.08.1989) (Россия не участвует), наследование регулируется правом государства, в котором покойный обычно проживал на момент своей смерти, если на тот момент он являлся гражданином этого государства. В иных случаях наследование регулируется правом государства, гражданином которого покойный являлся на момент своей смерти, за исключением случаев, когда на момент смерти покойный имел более тесные связи с другим государством; в этом случае применяется право такого другого государства.
Во-вторых, что касается наследования недвижимого имущества, находящегося за рубежом, то российские нормы права достаточно полно определяют признаки недвижимого и движимого имущества, чего нельзя сказать о ряде других стран. Некоторые государства не придерживаются концепции деления имущества на недвижимое и движимое. Так, наследственное право аренды может рассматриваться как недвижимое имущество, и, соответственно, к его наследованию будет применяться право страны, где это имущество находится. Например, наследственное право аренды, согласно немецкому праву, является ограниченным вещным правом, тесно связанным с самим объектом (земельным участком), и при этом признается недвижимым имуществом. То есть к отношениям наследования указанного имущества будет применяться право страны нахождения объекта аренды. Нормы российского права применяются при наследовании имущества, внесенного в Единый государственный реестр недвижимости страны.
Общая коллизионная привязка о выборе применимого материального права, согласно последнему месту жительства наследодателя, может меняться в соответствии с заключенными договорами о правовой помощи. Так, согласно ст. 32 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Москве 19.02.1975) право наследования движимого имущества регулируется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Право наследования недвижимого имущества также регулируется законодательством договаривающейся стороны, на территории которой находится недвижимое имущество.
Таким образом, вопрос определения применимого права обусловлен не только характером наследуемого имущества (движимое, недвижимое), но и наличием договоров о правовой помощи между странами.
Важное значение при наследовании с участием иностранного элемента имеет исследование вопроса, по какому основанию гражданин наследует имущество. Большинство правовых систем содержат в себе указания, что при отсутствии завещания к наследованию призываются наиболее близкие родственники и члены семьи наследодателя, равно как и по российскому праву указанные лица обычно распределяются по нескольким группам (очередям, ветвям, разрядам), построенным по иерархическому принципу. Принадлежность лица к той или иной группе определяет для него возможность призываться к наследованию и объем прав на имущество наследодателя. Наследники, принадлежащие к одной группе, могут призываться к преемству в имуществе умершего лишь при условии полного отсутствия лиц, отнесенных законом к более высокой ступени.
В Швейцарии и Германии категории наследников и очередность их призвания к наследованию устанавливаются по парантеллам (группа кровных родственников, происходящих от общего предка и его нисходящих родственников). Первая парантелла согласно немецкому законодательству — потомки наследодателя; вторая парантелла — родители наследодателя и их потомки; третья парантелла — дедушка и бабушка наследодателя и их нисходящие родственники; четвертая — прадедушки, прабабушки наследодателя и их нисходящие родственники; пятая и следующие парантеллы — прапрадедушки и прапрабабушки наследодателя и их нисходящие родственники.
Законодательство Японии к наследникам первой очереди относит детей наследодателя. При отсутствии детей и лиц, замещающих детей, в порядке наследования по праву представления к наследованию в качестве наследников второй очереди призываются кровные родственники наследодателя по прямой восходящей линии. При отсутствии наследников второй очереди к наследованию третьей очереди призываются братья и сестры наследодателя.
Согласно законодательству Франции наследство переходит в силу закона к родственникам и супругу умершего. При отсутствии пережившего супруга, имеющего право наследовать, родственники умершего распределяются по системе разрядов. К первому разряду относятся дети наследодателя и их нисходящие, ко второму — родители наследодателя, его братья и сестры и нисходящие этих последних, к третьему — восходящие наследодателя, к четвертому — боковые родственники наследодателя, кроме его братьев и сестер и их нисходящих.
По законодательству Польши в первую очередь к наследованию призываются дети наследодателя и переживший супруг. При отсутствии нисходящих родственников наследодателя наследуют супруг, родители, братья и сестры наследодателя. При отсутствии нисходящих родственников, родителей, братьев и сестер и их нисходящих все имущество наследует супруг.
Швейцарское законодательство о наследовании повторяет немецкую модель. Родственники наследодателя разделены на три парантеллы. К первой из них относятся потомки умершего, дети наследуют в равных долях. К их нисходящим имущество переходит по праву представления.
Переживший супруг может быть включен в одну из очередей наследников или может призываться к наследованию наряду с соответствующей очередью.
Согласно п. 2 ст. 1224 ГК РФ способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.
Современным правовым системам известны различные формы завещательных распоряжений. Среди основных можно выделить завещание в форме публичного акта (в процедуре его составления, помимо завещателя, участвуют специально уполномоченные государством органы и должностные лица (например, нотариусы)), собственноручное завещание, завещание, удостоверенное свидетелями.
Иностранные граждане в России и лица без гражданства могут наследовать и завещать имущество на общих основаниях с российскими. Указанное право предоставлено им Конституцией РФ и Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Таким образом, при наследовании имущества, осложненного иностранным элементом, норма ст. 1224 ГК РФ определяет применять при наследовании движимого имущества право страны, где наследодатель имел последнее место жительства, а при наследовании недвижимого имущества право страны, где находится это имущество. Использование российской коллизионной нормы в области наследования порождает, во-первых, сложности, связанные с определением последнего местожительства наследодателя, во-вторых, проблемы квалификации имущества, входящего в наследственную массу, ключевое значение имеет вопрос наличия или отсутствия завещания у наследодателя. Завещание должно соответствовать установленным в месте составления завещания требованиям формы либо требованиям российского права.
Автор: Алексеевская А.