ЧТО ВХОДИТ В ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?
Это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД), а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).
КТО ТАКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ
Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые предоставляют потребителю коммунальные услуги. В случае если договор о предоставлении коммунальных услуг заключен напрямую с поставщиком услуг, последний, в свою очередь, является и исполнителем. В случае же если договор на поставку коммунального ресурса заключен с управляющей компанией (далее — УК), или товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ), или жилищным кооперативом (далее — ЖК), или иным специализированным потребительским кооперативом (далее — СПК), соответственно, для потребителя последние и будут являться исполнителем.
ЧТО ТАКОЕ КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, в соответствии с требованиями жилищного законодательства ЖКУ — это поставка собственникам и нанимателям государственного и муниципального жилищного фондов непосредственно коммунальных ресурсов. Здесь необходимо отметить, что плата за ЖКУ не включает в себя содержание и ремонт жилого помещения. Поэтому распространенное в общей практике понятие — плата за ЖКУ, включающая в себя платежи, связанные со всеми расходами на содержание помещения, — не совсем соответствует действующему жилищному законодательству.
Для того чтобы не противоречить требованиям законодательства и оставаться в рамках сложившейся практики использования рассматриваемого понятия, в настоящей статье будем использовать понятие коммунальные платежи и условно понимать под этим все платежи, которые должен производить собственник или наниматель жилого помещения для его содержания и ремонта в широком смысле данных понятий.
КТО ОБЯЗАН ПЛАТИТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
В соответствии с требованиями жилищного законодательства (ст. 153 ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в том числе у следующих лиц:
-
- нанимателя по договору найма — с момента заключения такого договора (сюда относятся — наниматели по договорам социального найма, наниматели по договорам найма жилищного фонда социального использования, арендаторы государственного или муниципального жилищного фонда, наниматели по договору найма государственного или муниципального жилищного фонда);
- члена жилищного кооператива — с момента предоставления жилого помещения;
- собственника помещения — с момента возникновения у него права собственности на такое помещение;
- лица, принявшего от застройщика после выдачи последнему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту — с момента такой передачи;
- застройщика — в отношении помещений в данном доме, не переданных по передаточному акту — с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения — это когда одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне — гражданину жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.
В соответствии со ст. 91.1 ЖК РФ договор найма жилищного фонда социального использования — это когда одна сторона:
-
- орган государственной власти, орган местного самоуправления, выступающие в качестве собственника жилого помещения соответствующего жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация, либо
- организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения (наймодатель),
обязуется передать другой стороне — гражданину, признанному нуждающимся в жилых помещениях (нанимателю), жилое помещение в наемном доме социального использования, (за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом, во владение и пользование для проживания в нем.
ЧТО ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ?
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя:
-
- плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом;
- плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, отведение сточных вод, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД), применяемую в соответствии с требованиями ФЗ N 176-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ», действует с 1 января 2017 года.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
ЧТО ТАКОЕ ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
В соответствии с п. 2.2 ст. 2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России) текущий ремонт общего имущества жилого дома — это ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
ЧТО ТАКОЕ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
В соответствии с тем же нормативным актом п. 14.2 ст. 1 капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилищного фонда социального использования включает в себя:
-
- плату за наем жилого помещения;
- плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
-
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (в соответствии с требованиями ФЗ N 176-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» плата за содержание жилого помещения для собственника в МКД также применяется с 1 января 2017 года);
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы:
-
- на содержание и ремонт (в том числе капитальный) жилого дома;
- коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными (в том числе в электронной форме) с лицами, осуществляющими поставку соответствующих видов ресурсов.
Плата за коммунальные услуги (в соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ) включает в себя плату:
-
- за холодную воду, горячую воду, плату за отведение сточных вод;
- электрическую энергию;
- тепловую энергию;
- газ (бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления);
- обращение с твердыми коммунальными отходами.
В случае непосредственного управления в МКД собственниками помещений или в случаях, если собственниками помещений в таком доме не выбран способ управления, плата за коммунальные услуги включает в себя плату:
-
- за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод;
- электрическую энергию;
- тепловую энергию;
- газ (бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления);
- обращение с твердыми коммунальными отходами;
- в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
ВНЕСЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
-
- платежных документов (в том числе в электронной форме), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления МКД или решением общего собрания членов ТСЖ/ЖК/СПК;
- информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе о существующей задолженности, размещенной в системе, позволяющей внести соответствующую плату.
Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги — это сведения о начислениях:
в системе или
сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или
в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МКД, управление которым осуществляется УК, вносят плату за содержание жилого помещения, плату за коммунальные услуги такой УК.
Граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, в соответствии с п. 9 ст. 156 ЖК РФ освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение платы ресурсоснабжающим организациям.
Члены ТСЖ/ЖК/СПК вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, а также с оплатой коммунальных услуг в МКД, в порядке, установленном ТСЖ/ЖК/СПК, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт.
Не члены ТСЖ/ЖК/СПК, но глаза, являющиеся собственниками помещений в МКД, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ/ЖК/СПК. В случае если у ТСЖ/ЖК/СПК заключен договор управления МКД, плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации (УК).
Управляющая компания, ТСЖ/ЖК/СПК, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы с лицами, с которыми у них заключены договоры соответственно холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» установлено, что данные правила относятся к расчетам между УК/ТСЖ/ЖК/СПК, ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами соответственно за ресурсы, поставляемые по заключенным договорам энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) (далее — договоры ресурсоснабжения).
Данные правила не применяется при осуществлении расчетов, в отношении которых, в соответствии с ЖК РФ, общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям и региональному оператору.
Расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в МКД также осуществляются в соответствии с указанными правилами, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения.
Поступившие УК/ТСЖ/ЖК/СПК от потребителей платежи в счет оплаты коммунальных услуг подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей УК/ТСЖ/ЖК/СПК.
В случае заключения лицом, принявшим от застройщика жилое помещение по передаточному акту, договора управления МКД с УК плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится этой УК.
При осуществлении застройщиком управления МКД без заключения договора управления таким домом с УК, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится непосредственно застройщику.
Собственники помещений в МКД, осуществляющие непосредственное управление таким домом, а также собственники жилых домов вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
МОЖНО ЛИ НЕ УПЛАЧИВАТЬ КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПОМЕЩЕНИЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?
В соответствии с требованиями п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии потребителя внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия в порядке и в случаях, которые установлены Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила N 354).
В соответствии с п. 86 вышеуказанных Правил N 354 при временном, то есть более 5 дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки (подтвержденной в установленном порядке) осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг:
по отоплению;
электроснабжению;
газоснабжению на цели отопления, а именно:
-
- снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах;
- подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха не ниже +18 гр. C, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Таким образом, перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя подлежит при вышеуказанных условиях услуга по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и вывозу ТКО.
В соответствии с п. 98 вышеуказанных Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в МКД коммунальной услуги:
ненадлежащего качества и (или)
с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также
при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами установлены Правилами N 354.
В случае если изменяется размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, наймодатель, УК обязаны информировать в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в МКД не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере (если иной срок не установлен договором управления).
ПЕНИ ЗА НЕУПЛАТУ ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ
В случае если собственники или наниматели не оплачивают, не полностью либо несвоевременно оплачивают коммунальные платежи, исполнитель коммунальных услуг вправе начислить пени от не выплаченной в срок суммы в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки. Такой размер ставки рефинансирования применяется в случае, если оплата произведена:
-
- в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты;
- до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 90-дневный срок оплата не произведена.
Начиная с 91-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются от не выплаченной в срок суммы в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки.
Данный размер пени распространяется на отношения, возникшие из договоров, которые были заключены до 05.12.2015. Это установлено п. 1 ст. 8 ФЗ N 307-ФЗ от 03.11.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» —
Вышеуказанный размер пени распространяется на следующие договоры, заключенные до 05.12.2015:
-
- купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности);
- энергоснабжения;
- горячего водоснабжения;
- холодного водоснабжения;
- водоотведения;
- теплоснабжения;
- теплоснабжения и поставки горячей воды;
- поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
- поставки газа;
- оказания услуг по транспортировке газа;
- оказания услуг по передаче электрической энергии;
- об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Увеличение вышеуказанных размеров пеней не допускается.
В соответствии с п. 16 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения/управляющая организация/иное лицо, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов — так называемых расчетных/расчетно-кассовых центров — которые осуществляют деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов. При привлечении таких платежных агентов и взимании ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных (собственников или нанимателей жилых помещений) на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Также ЖК РФ предусмотрена возможность осуществления платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием системы на основании договоров на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме.
РАЗМЕР КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД.
Для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
Для вышеуказанных нанимателей, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД, размер платы, соответственно, за пользование жилым помещением (платы за наем) + платы за содержание жилого помещения, и размер платы за содержание жилого помещения для собственников, устанавливаются органами местного самоуправления (далее — органами МСУ).
При установлении вышеуказанными органами власти платы за наем должны соблюдаться следующие основные требования (устанавливается в соответствии с Приказом Минстроя России от 27.09.2016 N 668/пр «Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда»):
-
- размер платы должен определяться в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, а также месторасположения дома;
- установленный размер платы за пользование жилым помещением не должен приводить к возникновению у нанимателя права на субсидию на оплату такого жилого помещения и коммунальных услуг. Лицам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и признанным нуждающимися, в соответствии с требованиями действующего законодательства, может быть установлен иной размер платы за наем.
Для временно проживающих граждан
Размер платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях:
-
- домов системы социального обслуживания;
- в жилом фонде для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами;
- в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, а также
- порядок определения такого размера, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
Для собственников жилых помещений
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не создано ТСЖ/ЖК/СПК, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Исключение составляет определение размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД. Размер такой оплаты определяется следующим образом.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета — исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД. Такой норматив утверждается органами государственной власти субъектов РФ по утвержденным тарифам с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Исключение составляют следующие случаи:
-
- оснащение МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета. Однако здесь обязательным является условие — обеспечение этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний.
- принятие на общем собрании собственников помещений МКД решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД:
-
-
- исходя из среднемесячного объема потребления таких ресурсов, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
- исходя из объема потребления таких ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
-
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ по установленным ими тарифам.
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений УК и устанавливается на срок не менее чем один год.
Для собственников в ТСЖ/ЖК/СПК
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ/ЖК/СПК, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД, определяется органами управления ТСЖ/ЖК/СПК в соответствии с их уставом.
РАЗМЕР ПЛАТЕЖА НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с методическими рекомендациями (Приказ Минстроя N 454) и в порядке, установленном законом субъекта РФ, исходя из занимаемой общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Такой размер может быть дифференцирован:
-
- в зависимости от муниципального образования (МО), в котором расположен МКД;
- с учетом типа и этажности МКД;
- в зависимости от стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем МКД;
- в зависимости от сроков эффективной эксплуатации отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем МКД;
- с учетом установленного перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Такой перечень работ устанавливается также нормативным актом субъекта РФ.
Собственники помещений в МКД вправе принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ.
ПЕНИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАСЧЕТА ПЛАТЫ
УК/ТСЖ/ЖК/СПК при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в МКД или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить. Исключение составляют случаи, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения МКД или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда либо было устранено до обращения и (или) до внесения оплаты.
В случае если поступило обращение потребителя коммунальных услуг в письменной форме о выплате вышеуказанного штрафа, УК/ТСЖ/ЖК/СПК не позднее 30 дней со дня поступления такого обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения и принять одно из следующих решений:
-
- о выявлении нарушения и выплате штрафа;
- об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за содержание жилого помещения УК/ТСЖ/ЖК/СПК обеспечивают выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения потребителя коммунальных услуг путем:
снижения размера платы за содержание жилого помещения;
снижения размера существующей задолженности по внесению платы за жилое помещение (при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности).
РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, который определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
С учетом требований Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 29.09.2017) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг, а также при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются параметры МКД или жилого дома. В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства МКД или жилого дома, применяются показатели, установленные, в первую очередь, техническими требованиями.
Такие нормативы потребления устанавливаются:
-
- в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, — по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг;
- в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества МКД, — по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества;
- в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, — применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД устанавливаются едиными для МКД и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет.
Решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, а также утвержденные ими нормативы публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных СМИ, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов РФ, а также на официальном сайте уполномоченного органа.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны использовать в принадлежащих им помещениях индивидуальные приборы учета (ИПУ) воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими ИПУ, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги.
Обязанность по использованию ИПУ установлена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об энергосбережении»).
В соответствии ст. 13 указанного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Такое требование относится к объектам, подключенным к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
По общему правилу исполнение такого требования должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Такое требование в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Установленные приборы учета должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, а их применение должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию.
До установки приборов учета, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации таких приборов учета расчеты за энергетические ресурсы осуществляются с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов.
Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, на дату их ввода должны быть оснащены ИПУ. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии.
Законом установлено, что собственники ИПУ обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену. Предусмотрено, что установку, замену таких приборов учета вправе осуществлять лица, отвечающие специальным требованиям, установленным законодательством РФ.
До 1 января 2019 года собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
С 1 июля 2010 года поставщики ресурсов — которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией — обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации ИПУ, снабжение или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации таких ИПУ.
Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) ИПУ (снабжение или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого помещения или лицом, ответственным за содержание МКД, должен содержать условие об уплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение уплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
До 1 января 2021 года в отношении жилых объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, поставщики такого ресурса обязаны совершить действия по оснащению ИПУ, снабжение которыми и передачу которых они осуществляют и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов ИПУ, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам их установки и оплатить расходы указанных организаций на установку таких приборов учета и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее предусмотренной обязанности по оснащению ИПУ, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
РАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ С УЧЕТОМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение)), водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период и с учетом следующих показателей:
-
- объема (количество) потребленного за расчетный период в помещении МКД коммунального ресурса, определенного по показаниям ИПУ;
- тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством РФ.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению определяется:
а) в жилом помещении, не оборудованном ИПУ, исходя из следующих показателей:
-
- количества граждан, постоянно и временно проживающих в таком помещении;
- норматива потребления коммунальной услуги;
- тарифа (цена) на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством РФ;
б) в жилом помещении, не оборудованном ИПУ при наличии технической возможности установки такого прибора учета, определяется исходя из следующих показателей:
-
- количества граждан, постоянно и временно проживающих в таком жилом помещении;
- норматива потребления коммунальной услуги;
- повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ;
- тарифа (цена) на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством РФ.
Размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом помещении, не оборудованном таким ИПУ, определяется с учетом следующих показателей:
-
- общей площади такого жилого помещения;
- норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;
- количества граждан, постоянно и временно проживающих в таком жилом помещении;
- норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;
- норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения;
- тарифа (цена) на газ, установленного в соответствии с законодательством РФ.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ
Плата за отопление в 2019 году взимается по новым правилам. Правила взимания такой оплаты были изменены на основании того, что Конституционный Суд РФ счел их частично не соответствующими Конституции РФ. После принятия таких изменений показания ИПУ будут учитываться, даже если не у всех жильцов дома установлены такие счетчики.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Собственники и пользователи помещений в МКД, а также в жилых домах платят за теплоснабжение в соответствии с Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011. С начала 2019 года данные Правила действуют в новой редакции на основании принятых изменений (Постановление Правительства N 1708 от 28.12.2018).
В прежнем варианте Правилами было предусмотрено, что расчет размера платы за отопление, если хотя бы в одном помещении МКД отсутствует ИПУ потребленного тепла, все жильцы МКД будут оплачивать отопление по нормативам, даже если в их квартирах такие счетчики имеются. Таким образом, КС РФ было усмотрено нарушение конституционных прав, поскольку получалось, что граждане, не желающие платить по индивидуальным приборам учета, лишали этой возможности иных жильцов. Таким образом, на основании оспаривания такого правила начисления платы КС РФ 10.07.2018 принял Постановление N 30-П, в котором признал необходимым пересмотреть действующие правила расчета платы за тепло.
Изменения предусмотрели иную формулу, позволяющую рассчитать плату за тепловую энергию в МКД, где не все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ. Общая сумма оплаты для владельцев таких приборов будет складываться из нескольких величин:
-
- объема тепловой энергии, потребленной внутри квартиры и объема тепловой энергии, потраченной на общедомовые нужды (ОДН);
- показателей объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии внутри квартиры и на ОДН;
- количества произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды;
- общей площади помещения МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД.
Плата за отопление с 1 января 2019 года исчисляется как сумма этих значений, умноженная на законодательно установленный тариф (на тепловую энергию). То есть теперь ситуация такова — если в доме хотя бы одна квартира оборудована ИПУ тепла, для ее жильцов оплата рассчитывается с учетом показаний данного устройства. Но при одном условии: многоквартирный дом должен быть оборудован коллективным прибором учета потребляемой тепловой энергии. Если общедомовой счетчик отсутствует, обладателям индивидуальных учетных устройств придется платить за тепло по нормативам.
Последние изменения также ввели более справедливую плату для помещений, которые отапливаются не централизованно, а автономно. Ранее, проживающие в них граждане не освобождались от обязанности оплатить услуги централизованного отопления. К этим расходам добавлялись и другие:
-
- на оплату тепловой энергии, поданной в места общего пользования;
- на эксплуатацию устройства — генератора автономного тепла.
С начала 2019 года оплата осуществляется по формуле — площадь домохозяйств с автономным источником тепла вычитается из общей площади дома при расчете платы за централизованное отопление. Владельцы таких квартир должны оплачивать его расход только на общедомовые нужды. В частности, в пропорциональном соотношении (от общей площади квартиры) они должны оплачивать отопление общих помещений.
Также изменение коснулось домов, где квартиры оборудованы тепловыми распределителями. Данные устройства определяют долю тепловой энергии, поступившей в отдельную квартиру, от общего объема тепла, потребленного целым домом. Оплата отопления в 2019 году может рассчитываться с учетом распределителей, если ими оснащены более 1/2 общей площади жилых и нежилых помещений. В этом случае размер платы за отопление корректируется не реже, чем раз в год. Менять его чаще можно, если на общем собрании жильцов будет принято соответствующее решение.
РАСЧЕТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ НА ОДН
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды для помещений МКД, определяется с учетом следующих показателей:
-
- объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН в МКД и приходящегося на такое помещение;
- тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством РФ.
Приходящийся на такое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на ОДН в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется с учетом следующих показателей:
-
- объема (количества) холодной воды, потребленного за расчетный период в МКД, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды;
- объема (количества) холодной воды, потребленного за расчетный период в жилом/нежилом помещении, оснащенном/не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определенного по показаниям такого прибора учета;
- объема (количества) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленного за расчетный период в таком помещении в многоквартирном доме;
- объема холодной воды, использованной исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;
- общей площади такого помещения в многоквартирном доме;
- общей площади всех помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в жилом помещении (квартире), не оснащенном ИПУ, определяется с учетом следующих показателей:
-
- норматива потребления холодного водоснабжения;
- количества граждан, постоянно и временно проживающих в таком жилом помещении (квартире).
Объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на ОДН, приходящийся на жилое или нежилое помещение в МКД, оборудованное коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется с учетом следующего:
-
- объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в МКД, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса;
- объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в нежилом помещении;
- объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилом помещении (квартире), оснащенном ИПУ, и определенного по показаниям такого прибора учета;
- объема соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованного за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общей площади соответствующего помещения в МКД;
- общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД.
Объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на ОДН за расчетный период и приходящегося на жилое или нежилое помещение, не оборудованное коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании:
-
- норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания ОДН в МКД за расчетный период;
- общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
При определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на ОДН за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения (в соответствии с данными, указанными в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
-
- общей площади соответствующего помещения МКД;
- общей площади всех помещений МКД.
ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ РЕСУРСОВ
В случае если для обеспечения МКД определенным ресурсом осуществляется его самостоятельное производство (по отоплению и (или) горячему водоснабжению) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений такого многоквартирного дома, лицо, ответственное за управление этого МКД — УК/ТСЖ/ЖК/СПК — вправе не заключать договора на поставку соответствующей коммунальной услуги (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями» п. 12). В иных случаях лицо, ответственное за управление МКД, обязано обеспечить заключение соответствующих договоров на поставку всех необходимых коммунальных ресурсов.
В случае если в ресурсоснабжающую организацию обратились два и более лиц с заявками (офертами) в отношении одного и того же МКД или жилого дома либо подана заявка в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одного и того же МКД или жилого дома, ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок до установления правомочий на заключение договора ресурсоснабжения с лицом, обратившимся с такими заявками. Такие полномочия могут быть установлены путем проведения соответствующей проверки органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственный жилищный надзор, или решением суда.
В случае если лицо, ответственное за управление МКД, или ресурсоснабжающая организация направили соответствующую заявку на заключение договора на поставку коммунального ресурса, но не получили ответа в течение 30 дней со дня получения такой заявки другой стороной о согласии заключить договор ресурсоснабжения или об отказе от заключения договора, сторона, направившая такую заявку, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению соответствующего договора ресурсоснабжения.
При этом в некоторых случаях, установленных вышеуказанными правилами, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа, признается заключенным с даты направления такой заявки.
Лицо, ответственное за управление МКД, вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понуждено к его заключению в случае, если им заключен такой договор снабжения соответствующим видом ресурса в отношении этого же МКД (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей право на распоряжение таким коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство необходимой коммунальной услуги, и в случае, если отсутствует использование этого ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При этом лицо, ответственное за управление МКД, обязано в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения такого договора ресурсоснабжения с указанием причин отказа в течение 30 дней со дня получения заявки ресурсоснабжающей организации.
При определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса в соответствии с вышеуказанными правилами (п. 25) должно предусматриваться осуществление оплаты:
-
- в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений МКД о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям — путем перечисления лицом, ответственным за управление МКД до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок;
- в случае принятия общим собранием собственников помещений МКД решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям — путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством РФ, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания ОДН, а также внесения исполнителем до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания ОДН.
В вышеуказанных Правилах (п. 26) предусмотрена возможность выполнения лицом, ответственным за управление МКД, обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации (РО) прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги, т.е. УК/ТСЖ/ЖК/СПК вправе передать свое право требования оплаты задолженности потребителя (собственника/пользователя жилого/нежилого помещения МКД) по поставленному коммунальному ресурсу непосредственно РО, которая вправе от своего имени обратиться за взысканием такой задолженности в судебном порядке.
В договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено право РО информировать потребителей о состоянии расчетов исполнителя (лица, ответственного за управление МКД) за коммунальный ресурс по соответствующему договору ресурсоснабжения, но не чаще 1 раза в месяц.
Вышеуказанные Правила предусматривают (п. 32), что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления МКД в случае исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Читайте еще:
Автор: О. Наумова