Каждый владелец квартиры сталкивается ежемесячно с необходимостью уплачивать коммунальные платежи. И часто мы делаем это практически не задумываясь. Современный ритм жизни подталкивает нас к тому, что на оплату счетов должно тратиться минимальное время: автоплатежи, QR-коды для оплаты квитанций, которые даже не стоит уже читать, считать и тем более пересчитывать за организациями — поставщиками коммунальных услуг. На это и рассчитано! Как часто мы платим за «воздух» или платим дважды за одно и то же? Не задумывались? Не считали? Где может скрываться «подвох», проверим по судебной практике.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
-
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
ПОПУЛЯРНЫЕ МЕТОДЫ ОБМАНА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1. Включение в квитанции лишних строк.
Иногда управляющая компания пытается на конечного потребителя возложить свои убытки. Но по законодательству РФ в сфере ЖКХ платежи собственников, вносимые в счет содержания жилья, имеют целевое назначение, направлены на оплату выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома и услуги по управлению им. Перечень таких услуг указан в Постановлении Правительства от 03.04.2013 N 290, этот Перечень является закрытым, его расширительное толкование не допускается. Однако управляющие компании часто пытаются включать в этот перечень свои расходы по оплате коммунальных услуг в виде убытков по превышению норматива общедомового потребления коммунальных услуг, что не предусмотрено законодательством. Коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья оплачиваются отдельно. Убытки по превышению норматива общедомового потребления коммунальных услуг являются предпринимательским риском управляющей организации и подлежат оплате за счет ее собственных средств, прибыли от осуществления коммерческой деятельности.
Причем хочется обратить ваше внимание, что иски в сфере услуг ЖКХ часто носят коллективный характер, когда иск подают жильцы многоквартирных домов сообща, но в данном вопросе, как говорится, и один в поле воин. Иск о незаконном начислении дополнительных расходов может быть подан и дело выиграно и одним потребителем. Так, например, в деле 2-2788/2017, рассмотренном Октябрьским районным судом г. Екатеринбурга, истец Ф.И.О. обратилась с исковым заявлением к ООО «УК», указав, что она является собственником жилого помещения в доме по адресу: <адрес>. Управление данным домом осуществляет ООО «УК». В апреле 2016 года ответчик направил собственникам помещений указанного многоквартирного дома отчет о финансовых результатах. В отчете указано, что убытки по превышению норматива общедомового потребления включены в расходы по управлению многоквартирным домом. Истец обратилась с претензией в управляющую организацию с требованием о представлении разъяснений. Истец считает действия ответчика по включению убытков, образовавшихся в результате превышения норматива общедомового потребления, в состав расходов по управлению многоквартирным домом и в итоге в состав платы за содержание жилья незаконными, поскольку по смыслу положений действующего законодательства оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускается изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. В многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускается преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов. Поэтому включение сверхнормативного потребления коммунальных услуг на ОДН в состав расходов по управлению домом, оплачиваемых за статьи «содержание жилья», не отвечает целям стимулирования управляющей организации к эффективному управлению многоквартирным домом, поскольку фактически эти убытки оплачиваются за счет средств собственников помещений в составе платы за содержание жилого помещения. Денежные средства, получаемые от собственников помещений в многоквартирных домах в качестве обязательных платежей, в том числе на капитальный и текущий ремонты, не потребляются по мере их поступления и не поступают в собственность управляющей организации, а носят целевой характер. Учитывая изложенное и уточненные исковые требования, истец просит признать незаконными действия ответчика по включению расходов по оплате превышения норматива общедомового потребления коммунальных услуг в расходы по управлению многоквартирным домом, оплачиваемые за счет платы за содержание жилого помещения; обязать ответчика включить неправомерно израсходованные в ** годах денежные средства в переходящие остатки.
Действующая редакция п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов хотя и не предусматривает напрямую возложение указанных расходов на исполнителя коммунальных услуг, не устанавливает и того, что такие расходы, безусловно, должны нести собственники. Это возможно только в случае принятия ими соответствующего решения, которое фиксируется в протоколе общего собрания жильцов многоквартирного дома.
И в этом случае управляющая компания может прибегать ко второму способу обмана собственников жилья: изготовление подложного протокола собрания собственников жилья или подтасовка голосов на таком собрании.
2. Принятие незаконных решений общим собранием жильцов многоквартирного дома.
Провести общее собрание собственников многоквартирного дома по всем правилам и нормам законодательства задача не из легких. Тем более если необходимо принять решение, выгодное управляющей компании. Здесь возможны несколько путей для достижения цели: подделка подписи отсутствующих на собрании жильцов (за собственников просто расписываются третьи лица), или подписи собственников квартиры «добываются» путем подсовывания документов собрания (листков голосования, протоколов) для подписания жильцами без прочтения. Например, в общей стопке каких-либо жалоб, петиций и т.д.
3. Неправомерные начисления, которые становятся последствием не технической ошибки, а намеренного действия для завладения деньгами собственника квартиры.
Например, новому собственнику жилья выставляется долг предыдущего жильца
или
начисляется плата по нормативу, хотя есть счетчик (дело N 2-395/2017).
А.К.Д. обратился в Городской суд г. Дагестанские Огни с исковым заявлением о признании задолженности за потребленный природный газ, за лицевым счетом N ** газифицированного домовладения, расположенного по адресу: РФ, Республика Дагестан, г. Дагестанские Огни, <адрес>, необоснованно начисленной, и обязании ООО «Г. М» Республики Дагестан абонентский пункт в г. Дагестанские Огни произвести перерасчет необоснованно начисленной задолженности за лицевым счетом N ** газифицированного домовладения в соответствии с показаниями прибора учета газа.
В обоснование иска А.К.Д. указал, что в связи с отсутствием стабильных ежемесячных платежей ответчик начал производить начисление платежей по квадратуре жилого помещения, что значительно больше, чем по счетчику. Данное начисление противоречит требованиям ст. 544 ГК РФ, согласно данной норме, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Согласно информационному листку зафиксирована сумма задолженности в размере 84 575,55 рубля. К исковому заявлению приложены все оплаченные квитанции. На приборе учета потребленного газа все необходимые пломбы имеются и не нарушены.
Судом в ходе судебного разбирательства сделан вывод, что расчет за газ при наличии технически исправного прибора учета газа, произведенный исходя из нормативов потребления, является неправомерным.
Также могут начисляться произвольные суммы, без учета показаний счетчика, или организация, поставляющая, например, электроэнергию, «вдруг» обнаруживает, что ваш счетчик потребления электроэнергии еще два года назад устарел и его показания не являются действительными. Поэтому расчет необходимо произвести по нормативу потребления за последние два года.
Так, например, Сретенский районный суд Забайкальского края рассмотрел дело 2-257/2017 по иску К.Е.А. к АО «Ч» о признании незаконными действий по начислению задолженности по оплате потребленной электроэнергии.
В обоснование заявленных требований указала, что АО «Ч» предъявило исковые требования к К.Е.А. о взыскании задолженности за электроэнергию в размере 24 852,18 рубля за прошлый период. Уведомления о замене старых приборов учета электроэнергии ей не выдавались. Уведомления о замене ИПУ ей не направлялись, журналы проверки приборов учета по их многоквартирному дому отсутствуют. Госпроверка ее прибора учета не проводилась. Индивидуальный прибор учета был установлен до 2013 года, что следует из договора на отпуск и потребление электрической энергии для бытовых нужд между энергоснабжающей организацией и ею от *** Таким образом, энергоснабжающая и энергосбытовая компании достоверно знали еще до 2013 года то обстоятельство, что она пользуется старым прибором учета.
В ходе судебного заседания ответчику не удалось представить суду достаточных доказательств неисправности прибора и истечения срока его эксплуатации. Соответственно, и начисление задолженности по нормативу за последние несколько лет без учета оказаний прибора учета признано судом незаконным.
Разница показаний счетчика и норм расхода энергоресурсов.
Нередко управляющие компании отказывают жильцам дома в установке по их инициативе общедомовых узлов контроля над расходом ресурсов. Стандартным объяснением отказа является высокая стоимость такого оборудования. Но главная причина нежелания его закупать — возможность обмануть жильцов при условии отсутствия такого оборудования.
Эта схема мошенничества в ЖКХ основана на способе расчета расхода тепловой энергии. Нормы расхода определяются на основании возраста дома. Но поскольку сами жильцы ставят окна со стеклопакетами и даже утепляют фасады жилого дома в районе своих квартир, то реальные потери тепла существенно снижаются, а нормы остаются прежними. Вот эта разница и идет в доход управляющей компании.
То же самое можно сделать и в случае отсутствия в квартирах счетчиков газа, воды или электричества.
Использование денежных средств жильцов.
Получая денежные средства в качестве платежей за коммунальные услуги, управляющая компания может сразу перечислить эти деньги поставщикам ресурсов и услуг, а может задержать на некоторое время, используя их в своих целях. Это связано с отсутствием строгих требований отчетности перед жильцами. В результате деньги на два-три месяца кладут под процент. За это время УК может заработать с одного дома до 300 тысяч рублей.
Кроме того, мошенники, которыми могут быть и сторонние лица, или сама управляющая компания могут специально выпускать квитанции, очень похожие визуально на предыдущие квитанции для уплаты коммунальных платежей, но с иными реквизитами. И жители домов, не сверяя с квитанциями за прошлый период, добросовестно оплачивают услуги ЖКХ, а деньги получают мошенники.
Для того чтобы обезопасить себя и сберечь деньги, необходимо внимательно читать квитанции и все документы в управляющей компании, которые подписываете, и смотрите, что оплачиваете.
Если сомневаетесь в начислениях или нашли нарушение, сразу пишите претензию в управляющую компанию или поставщику коммунальной услуги, параллельно — жалобу в госжилинспекцию. Если не помогло, то необходимо подавать исковое заявление в суд. Практика по спорам в сфере ЖКХ часто положительная (на стороне потребителя). Свои права необходимо отстаивать и защищать, иначе на нашем с вами бездействии и наживаются недобросовестные граждане и организации.
Читайте еще:
Автор: Е. Новикова