Обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности может должник, взыскатель или иное лицо, чьи права и интересы пристав нарушил.
Для этого нужно подать письменную жалобу вышестоящему приставу. Как правило, это начальник отдела, где служит пристав, чьи действия обжалуются. Важно успеть в срок — 10 дней со дня, когда пристав совершил действия.
Срок рассмотрения жалобы также составляет 10 дней со дня ее поступления. Все сроки исчисляются в рабочих днях.
1. В какой срок нужно успеть обжаловать действия пристава
Подайте жалобу в порядке подчиненности на действия пристава не позднее 10 рабочих дней со дня, когда (ч. 2 ст. 15, ст. 122 Закона об исполнительном производстве):
- пристав их совершил;
- вы узнали или должны были узнать, что пристав их совершил — если пристав вас не извещал о том, когда и где он будет совершать соответствующие действия. Таким днем может быть, к примеру, день ознакомления с материалами исполнительного производства.
Сам отсчет нужно начать со дня, следующего за таким днем (ч. 3 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).
Если вы пропустили срок, вместе с жалобой подайте ходатайство о его восстановлении. Если вышестоящий пристав признает причины пропуска уважительными, а срок, в который вы обратились, — разумным, то восстановит его. На практике, если вы пропустили срок даже на пару недель, его уже вряд ли восстановят. Но без ходатайства вам в любом случае откажут в рассмотрении жалобы по существу (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве).
2. Кому адресовать жалобу
Жалобу на действия судебного пристава-исполнителя нужно адресовать его начальнику (п. 3.1 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб, утвержденных Письмом ФССП России от 25.05.2018 N 00153/18/65008-ИС). Чаще всего это:
- старший судебный пристав — начальник отдела УФССП России, если вы обжалуете действия обычного судебного пристава-исполнителя либо заместителя старшего судебного пристава. Но только если это не действия по исполнению постановления, которое утвердил старший судебный пристав (ч. 1 ст. 123 Закона об исполнительном производстве);
- главный судебный пристав субъекта РФ — если обжалуете действия судебного пристава-исполнителя по исполнению принятого им постановления, которое утвердил старший судебный пристав, либо действия самого старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта РФ (ч. 2 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).
В некоторых случаях вы можете обратиться с жалобой к заместителю главного судебного пристава РФ, а также самому главному приставу РФ — директору ФССП (ч. 2.1, 3 ст. 123 Закона об исполнительном производстве, п. 9 Положения о ФССП). Например, заместителю главного судебного пристава РФ нужно обжаловать действия старшего судебного пристава подразделения центрального аппарата ФССП России. К такому подразделению относится Управление по исполнению особо важных исполнительных производств центрального аппарата ФССП России.
Если вы ошиблись в выборе адресата и жалоба попадет не к тому лицу, пристав, который получит ее, сам затем перенаправит тому, кто вправе ее рассмотреть. А вас письменно известит (ч. 6 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). Правда, рассмотрение жалобы тогда может затянуться — ведь понадобится время на ее перенаправление между подразделениями и пересылку.
3. Как подать жалобу
После того как вы составите жалобу, вам надо решить, как ее подать:
1) определите, куда вы ее отправите. На ваш выбор направить ее можно непосредственно адресату или через пристава, чьи действия вы обжалуете, и тот в трехдневный срок сам перенаправит ее правильному адресату (ч. 4, 5 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). Так, жалобу главному судебному приставу субъекта РФ можно оставить в канцелярии вашего отдела УФССП России.
Нужный адрес можно узнать на сайте ФССП России (https://fssp.gov.ru). Адреса отделов и данные их начальников можно найти с помощью сервиса «Реестр отделов судебных приставов». А адреса УФССП — на собственных сайтах управлений, куда можно перейти с сайта ФССП России через раздел «Территориальные органы»;
2) выберите способ подачи. Например, вы можете отправить жалобу заказным письмом по почте или через курьера в нужное вам подразделение ФССП России.
Важно сохранить доказательства отправки и получения приставами вашей жалобы. Так, на сайте Почты России можно сформировать отчет об отслеживании отправления. Если жалобу повезет курьер, то пусть он возьмет с собой ее копию и попросит поставить на ней отметку о получении.
Кроме того, жалобу можно подать через личный кабинет на Едином портале госуслуг (ч. 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве) при наличии технической возможности.
Читайте еще: