Жалобу на действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности нужно оформить письменно. Обязательно отразите в ней сведения о приставе, ваши данные, основания для обжалования и ваши требования. Укажите вышестоящего пристава, к которому вы обращаетесь. Нелишним будет включить в жалобу и список приложений.
Рекомендуем четко определить предмет обжалования. Это поможет грамотно сформулировать и обосновать ваше требование (например, отменить соответствующее постановление пристава полностью или в части либо признать его действия неправомерными, определить меры по устранению нарушения).
Подпишите жалобу у руководителя вашей организации или ее представителя.
1. Что указать в жалобе
Укажите в жалобе ее адресата — вышестоящего пристава, которому вы подадите жалобу для рассмотрения.
Также обязательно включите в нее (ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве):
- должность, фамилию и инициалы пристава, чьи действия вы обжалуете;
- ваши данные: наименование вашей организации и ее местонахождение. Если вы ИП, укажите свои фамилию, имя, отчество и место жительства либо место пребывания. Рекомендуем обозначить ваш статус в исполнительном производстве: должник, взыскатель, иное лицо, чьи права нарушены;
- основания для обжалования;
- ваши требования.
Обратите внимание: если не включить в жалобу все эти сведения, то вышестоящий пристав откажет вам в ее рассмотрении по существу (п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве).
Дополнительно в жалобу стоит добавить:
- ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование с указанием причин, по которым вы его пропустили. Без него при пропуске срока вам откажут в рассмотрении жалобы по существу (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве). Ходатайство можно оформить в виде отдельного документа и приложить его к жалобе;
- перечень приложений к ней.
1.1. Как описать основания для обжалования
Рекомендуем написать в жалобе все самое важное об обстоятельствах, из-за которых вы ее подаете. Для этого, в частности, укажите:
- реквизиты исполнительного документа (например, исполнительного листа), для исполнения которого пристав совершил обжалуемые действия;
- реквизиты исполнительного производства;
- действия, которые вы обжалуете. Под действиями обычно понимают исполнительные действия пристава (например, наложение ареста на имущество) и меры принудительного исполнения (например, принудительное освобождение нежилого помещения);
- день, в который пристав их совершил;
- день, в который вы узнали о совершении приставом действий, если он не извещал вас об этом. Тогда, скорее всего, вы узнаете о них позже (например, при ознакомлении с материалами исполнительного производства) и вам надо будет подтвердить, что вы подали жалобу вовремя. Учтите, что срок на подачу жалобы нужно считать со дня, когда вы узнали или должны были узнать о совершении действий (ст. 122 Закона об исполнительном производстве);
- положения закона и иных нормативных актов, которые пристав нарушил;
- ваши права и интересы, которые нарушил пристав. Например, можно написать, что списание у вас со счета денег нарушает ваши права и интересы в сфере предпринимательства и препятствует исполнению вами обязательств по гражданско-правовым сделкам. Если уже наступили негативные последствия (например, вы понесли убытки), опишите и их.
1.2. Как сформулировать требование
Укажите в жалобе:
- требование признать неправомерными действия пристава, которые вы описали в жалобе. Одной жалобой можно обжаловать и постановление пристава, и какие-то его действия — на практике это делают часто. Разные требования в жалобе тогда лучше разграничить. Например, потребуйте признать действия неправомерными, а постановление — отменить полностью или в части;
- меры, которые нужно предпринять, чтобы устранить нарушение. Вышестоящий пристав, признав действия неправомерными, в решении сам определит такие меры (п. 4 ч. 3 ст. 127 Закона об исполнительном производстве). Но можно указать в жалобе те меры, которые вы считаете нужными. Например, если вы обжалуете принудительное освобождение нежилого помещения от вашего имущества, можно потребовать обязать пристава возвратить вам помещение и изъятое из него имущество, признать незаконным акт приема-передачи помещения взыскателю.
Если вы не знаете, какие меры стоит предпринять — просто потребуйте в жалобе определить их.
2. Какие документы приложить к жалобе
Обязательно приложите к жалобе:
- документ о полномочиях лица, которое ее подписало. Если ее подписал руководитель организации, приложите заверенные копии протокола общего собрания участников о его назначении и устава. Если подписал представитель — доверенность, которая дает ему право обжаловать действия (бездействие) и постановления пристава. Без этих документов вам откажут в рассмотрении жалобы по существу (п. 3 ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 124, п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве, п. п. 3.4, 3.5 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб, утвержденных Письмом ФССП России от 25.05.2018 N 00153/18/65008-ИС);
- ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы, если срок вы пропустили, а в текст жалобы ходатайство не включили.
Документы, подтверждающие основания для обжалования, тоже можно приложить к жалобе. Например, вы должник и хотите обжаловать изъятие у вас имущества, на которое приставом был наложен арест. Можете приложить к жалобе копии постановления о возбуждении исполнительного производства, акта о наложении ареста (описи имущества) и другие документы. Делать это вы не обязаны, но зато вышестоящему приставу не придется запрашивать их, когда он начнет рассматривать жалобу. Если документов не будет, а он сочтет нужным их запросить, срок рассмотрения жалобы приостановится, пока он их не получит, но не более чем на 10 рабочих дней (ч. 3 ст. 124, ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).
Читайте еще: