С 25 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон N 197-ФЗ, которым в правила судопроизводства по гражданским делам и административным делам публичного характера, рассматриваемым арбитражными судами и судами общей юрисдикции, включены нормы о примирении сторон принципиально нового содержания.
В связи с расширением видов примирительных процедур, порядка их использования сторонами, а также правил о содержании, порядке заключения мирового соглашения (соглашения о примирении), порядке и условиях его утверждения арбитражным судом в главу 15 АПК РФ и судом общей юрисдикции в главу 14.1 ГПК РФ «Примирительные процедуры. Мировое соглашение», в статьи 137 — 137.7 главы 13 КАС РФ о примирении сторон и соглашении о примирении сторон внесены существенные изменения.
Законодательно на суд возложена обязанность принятия мер для примирения сторон, содействия им в урегулировании спора с учетом интересов сторон и задач судопроизводства в судах.
Этап подготовки дела к судебному разбирательству дополнен правилами о выполнении судом обязанностей по содействию примирению сторон, принятию мер по заключению сторонами мирового соглашения (соглашения о примирении), в том числе по результатам проведения в установленном законом порядке процедуры медиации, судебного примирения, переговоров, которые стороны вправе использовать на любой стадии процесса, разъяснению условий и порядка реализации данного права, существа и преимущества других примирительных процедур, а также разъяснению сторонам последствий таких действий.
В вопросах использования права на примирение сторонам по делам, возникающим из публичных правоотношений, следует учитывать установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации определенные ограничения.
Так, примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.
Кроме того, не допускается применение процедуры медиации по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра; о прекращении деятельности средств массовой информации; о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее — административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении); о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
Примирение сторон возможно при соблюдении принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.
При выборе примирительной процедуры, определении условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора или судебного примирителя, стороны пользуются равными правами.
Реализация указанных прав может быть закреплена в заключенном сторонами соглашении. Примирение сторон по общему правилу возможно на любой стадии процесса, в том числе и при исполнении судебного акта.
Предусматривается возможность проведения примирительной процедуры по ходатайству сторон или по предложению суда. В последнем случае предложение суда провести примирительную процедуру может содержаться в определении о принятии искового заявления (административного искового заявления, заявления) к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству или в ином определении по делу, а также может быть сделано судом в устной форме.
При реализации указанного права в судебном заседании суд может объявить перерыв в целях рассмотрения сторонами возможности использования примирительной процедуры.
При достижении определенности в проведении примирительной процедуры суд выносит определение о ее проведении и при необходимости об отложении судебного разбирательства или приостановлении производства по делу.
В определении о проведении примирительной процедуры суд указывает наименования сторон, предмет спора и круг вопросов, для урегулирования которых может быть использована примирительная процедура, сроки проведения примирительной процедуры. Срок проведения примирительной процедуры, установленный судом, может быть им продлен по ходатайству сторон.
Результатами примирения лиц, участвующих в деле, рассматриваемом арбитражным судом, могут быть, в частности:
«1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
2) частичный или полный отказ от иска;
3) частичное или полное признание иска;
4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
6) соглашение по обстоятельствам дела;
7) подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака».
Результатами примирения лиц, участвующих в деле, рассматриваемом судом общей юрисдикции по правилам гражданского производства, могут быть, в частности:
«1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
2) частичный или полный отказ от иска;
3) частичное или полное признание иска;
4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения».
Результатами примирения лиц, участвующих в деле, рассматриваемом судом общей юрисдикции по правилам административного производства, могут быть, в частности:
«1) соглашение о примирении в отношении всех или части заявленных требований;
2) частичный или полный отказ от административного иска;
3) частичное или полное признание административного иска;
4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, представления;
5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
6) соглашение по обстоятельствам.
В случае признания обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, такое право может быть осуществлено в форме одностороннего заявления о согласии с позицией другой стороны или в форме соглашения по обстоятельствам».
Признание обстоятельств, признание иска, административного иска (требований), отказ от иска, административного иска (требований) полностью или в части принимаются судом в порядке, установленном АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ.
В случае если стороны не достигли примирения, отказались от проведения примирительных процедур либо истек срок их проведения, судебное разбирательство судом возобновляется.
В настоящее время закон устанавливает, что споры могут быть урегулированы путем проведения переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.
В отношении такой примирительной процедуры, как переговоры, предусматривается право сторон в целях примирения урегулировать спор путем их проведения.
«Переговоры осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке».
Представляется, что использование указанной возможности примирения потребует апробации судебной практикой с дальнейшими разъяснениями и рекомендациями Верховного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем в нормах процессуального законодательства порядок и условия проведения переговоров может быть регламентирован по аналогии с правилами гражданского законодательства, закрепленными в статье 434.1 ГК РФ о переговорах для заключения договора.
Названные в правилах о проведении переговоров в целях заключения договора нормы гражданского законодательства, устанавливающие принципы свободы, добросовестности, конфиденциальности, тождественны принципам процессуального законодательства при обращении сторон к примирительным процедурам, в том числе к переговорам.
Следовательно, предусмотренный вышеуказанными нормами гражданского права механизм, обеспечивающий соблюдение таких принципов, может быть применен в правилах судопроизводства.
Для того чтобы не было необходимости применять аналогию закона, в нормах арбитражного, гражданского и административного законодательства следует напрямую закрепить основные правила о вступлении сторон в переговоры, о ходе их проведения и завершении.
В процессуальном законодательстве также предусматривается право сторон урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» с учетом ограничений по административным делам, на которые автором указывалось выше.
Следует иметь в виду, что с 25 октября 2019 года, т.е. со дня вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнились статьей 59.1 «Удостоверение медиативного соглашения» <1>.
———————————
<1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019).
Урегулирован порядок совершения указанного нотариального действия. В случае выраженной воли на использование процедуры медиации сторонами заключается соглашение о проведении процедуры медиации, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» <2>.
———————————
<2> Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013).
Положительным результатом проведения процедуры медиации является «заключение сторонами медиативного соглашения, которое представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда».
Медиативное соглашение может быть удостоверено нотариусом. В этом случае такое медиативное соглашение «удостоверяется с обязательным участием медиатора, медиаторов, медиатора — представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации.
Если соглашением сторон о проведении процедуры медиации предусмотрено участие нескольких медиаторов, медиативное соглашение удостоверяется с обязательным участием не менее чем одного медиатора, осуществлявшего деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
В этих случаях медиативное соглашение должно содержать сведения об участии указанных лиц при его удостоверении и его (их) подпись (подписи)».
Перечень документов, отнесенных законом к исполнительным, пополнился. Так, медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа.
Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут также судьи, пребывающие в отставке. Списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе, ведутся советами судей субъектов Российской Федерации <3>.
———————————
<3> Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Впервые в гражданское, административное и арбитражное судопроизводство вводится абсолютно новая примирительная процедура — судебное примирение. Такая примирительная процедура проводится с участием судебного примирителя и осуществляется последним на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности. Судебным примирителем является судья в отставке. «Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.
Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда» (статьи 135, 136 АПК РФ, статьи 147, 149 ГПК РФ, статья 137.6 КАС РФ). В настоящее время список судебных примирителей утвержден Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 1 <4>.
———————————
<4> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 1 «Об утверждении списка судебных примирителей».
Задачами судебного примирителя являются «соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказание им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного в том числе на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений.
Судебный примиритель наделяется правом вести переговоры со сторонами, другими участниками дела, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.
Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса».
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и утверждаемый Верховным Судом Российской Федерации Регламент устанавливают порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года N 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения, в котором конкретизированы задачи, порядок и стадии проведения судебного примирения, а также определены возможные результаты использования указанной примирительной процедуры с их процессуальным закреплением <5>. Регламентом определены принципы процедуры судебного примирения, к которым отнесены добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность, добросовестность, раскрыты их содержание. Определены участники судебного примирения, в том числе стороны, их права и обязанности. В рамках процедуры судебного примирения обозначены правила организации ее подготовки и проведения.
———————————
<5> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года N 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения».
Судебное примирение проводится в форме переговоров и может включать в себя «следующие стадии:
- открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);
- изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;
- формулирование сторонами вопросов для обсуждения;
- индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;
- выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
- оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;
- завершение судебного примирения».
Функцию судебных примирителей судьи, находящиеся в отставке, осуществляют на платной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В целях осуществления контроля по делу, находящемуся в производстве суда, судья вправе запросить информацию о ходе проведения примирительной процедуры, но не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней (статья 138.5 АПК РФ, статья 153.6 ГПК РФ, статья 137.6 КАС РФ).
Как указывалось выше, одним из результатов примирения сторон может являться мировое соглашение (соглашение о примирении), которое может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного, гражданского и административного процесса, в том числе и при исполнении судебного акта.
В правилах арбитражного и гражданского судопроизводства расширен перечень субъектов права на участие в мировом соглашении. Новеллами в этих процессуальных нормах являются право третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны, и право третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагаются обязанности по условиям данного соглашения.
Как и прежде, мировое соглашение, соглашение о примирении утверждается судом, если его условия не нарушают права и законные интересы других лиц и не противоречат закону. Применительно к нормам о форме и содержании мирового соглашения новыми являются возможность включения в его условия санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя сторонами обязательств и возможность включения в мировое соглашение, в соглашение о примирении положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства. Следует признать, что возможность включения в мировое соглашение условия об ответственности его участников за неисполнение или ненадлежащие исполнение взятых на себя обязательств весьма целесообразно, поскольку эффективно обеспечит его исполнение в установленный срок и позволит достигнуть цели законодателя. Право включить в мировое соглашение, в соглашение о примирении положения, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства, требует осмысления. По существу суду будет предложено провести ревизию на предмет соответствия закону новых, других принятых на себя сторонами мирового соглашения, соглашения о примирении обязательств. Возможно, такая обязанность только осложнит работу суда по конкретному делу.
Новыми в порядке утверждения мирового соглашения (соглашения о примирении) являются следующие правила:
- в случае если мировое соглашение (соглашения о примирении) заключено в процессе исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение суда, рассмотревшего дело в качестве суда первой инстанции. В этом случае вопрос об утверждении мирового соглашения (соглашения о примирении) рассматривается судом в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении. В определении об утверждении мирового соглашения (соглашения о примирении) должно быть также указано, что этот судебный акт не подлежит исполнению и что прекращается исполнение этого судебного акта при оставлении его в силе;
- определение об утверждении мирового соглашения (соглашения о примирении) подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня вынесения такого определения;
- определение об отказе в утверждении мирового соглашения (соглашения о примирении) может быть обжаловано в общем порядке;
- утверждение мирового соглашения (соглашения о примирении), заключенного при рассмотрении заявления по вопросу распределения судебных расходов, понесенных в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, влечет за собой прекращение производства по заявлению о распределении судебных расходов (статья 141 АПК РФ, статья 153.10 ГПК РФ, статьи 137, 137.1 КАС РФ).
Установлена обязанность исполнить мировое соглашение (соглашение о примирении) добровольно. При невыполнении указанной обязанности мировое соглашение (соглашение о примирении) может быть исполнено принудительно на основании выданного судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение (соглашение о примирении), исполнительного листа (статья 142 АПК РФ, статья 153.11 ГПК РФ, статья 137.1 КАС РФ).
Эффективность использования обозначенных в приведенном исследовании новых возможностей самостоятельного преодоления конфликтующими сторонами разногласий будет подтверждаться в дальнейшем судебной практикой.
Библиографический список
1. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124(1)).
2. Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019).
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019).
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019).
8. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года N 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения».
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 1 «Об утверждении списка судебных примирителей».
Читайте еще:
Автор: Е.А. Наумова