Нормы института права собственности на жилье не исчерпываются положениями ЖК РФ. Они содержатся в главе 18 ГК РФ и других законодательных актах. Как соотносятся интересы собственника жилого помещения и членов его семьи? Возможен ли баланс интересов между ними?
Кого считать членом семьи?
Круг лиц, которые признаются или могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения, определен законом (ст. 31 ЖК). К членам семьи собственника относятся его супруг, дети, родители. Для признания их членами семьи, имеющими право пользования жилым помещением, необходимо доказать лишь факт совместного проживания с собственником (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14).
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ст. 31 ЖК РФ).
О чьих родственниках, нетрудоспособных иждивенцах и иных гражданах идет речь: собственника жилого помещения или также его супруга и других членов семьи?
Статья 31 ЖК РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос. Из разъяснения Пленума ВС РФ следует, что членами семьи собственника являются другие родственники собственника независимо от степени родства; нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи; а в исключительных случаях иные граждане, например лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Степень родства законодатель не определил. Достаточно доказать, что лицо состоит в родственных отношениях с собственником жилого помещения. Иждивенцы могут быть признаны членами семьи, если они нетрудоспособны по возрасту или по состоянию здоровья. ЖК РФ не содержит перечня исключительных случаев признания членами семьи собственника иных лиц, не называет и признаков, по которым можно выявить этих других лиц.
Следовательно, ответ на этот вопрос зависит только от судебной практики. Это могут быть дети другого супруга, фактический супруг, то есть «иные лица» могут иметь семейно-правовые связи с собственником, а могут и не иметь. Признание фактического супруга членом семьи собственника, имеющим право на жилое помещение, возможно только в жилищных отношениях с точки зрения жилищного права, так как субъектом семейного права такое лицо не является.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения необходимо установить не только факт вселения их собственником, но и намерение собственника вселить их в качестве членов своей семьи. Факт вселения в жилое помещение подтверждается обычно регистрацией в жилом помещении. Но регистрация по месту жительства не создает права на жилье, так же как и ее отсутствие не свидетельствует о том, что такое право не возникло. «Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами» (п. 11 Постановления N 14).
Но как доказать, что гражданин был вселен собственником в качестве члена семьи, а не просто знакомого, гостя и пр. Что будет свидетельствовать о намерении собственника при вселении иных лиц?
Поскольку вопрос о правовом положении вселенного лица, как правило, возникает после вселения, когда гражданин уже какое-то время пользуется жилым помещением, Пленум ВС РФ рекомендует для выяснения содержания волеизъявления собственника определять, вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи, или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, по договору найма).
В случае спора содержание волеизъявления собственника может определяться судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, письменных доказательств. При этом Пленум ВС РФ обращает внимание на то, что семейные отношения характеризуются в том числе и ведением общего хозяйства. Хотя в ЖК РФ для признания членом семьи собственника жилого помещения такое условие, как ведение совместного хозяйства, не предусмотрено.
Настоящие и бывшие
Члены семьи собственника жилого помещения вправе пользоваться данным помещением (комнатами, коридорами, кухнями и пр.) наряду с собственником. В то же время объем их прав (как и обязанностей) может определяться соглашением между собственником и членами его семьи.
Содержание прав членов семьи собственника состоит в возможности использовать жилое помещение для своего проживания. Но так как в содержание их прав не входит право на вселение в данное жилое помещение других лиц и в связи с необходимостью защищать права несовершеннолетних детей членов семьи собственника, Пленум ВС РФ полагает, что в порядке аналогии закона (ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ) за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение (абз. 4 п. 12 Постановления Пленума N 14).
Право пользования жилым помещением собственника у членов семьи возникает по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 31 ЖК РФ. Поэтому с прекращением семейных отношений прекращается и право пользования жилым помещением у бывшего члена семьи собственника, и он может быть выселен из занимаемого помещения без предоставления другого жилья (ч. 3 ст. 31, ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).
В то же время собственник жилого помещения не вправе требовать выселения лиц, которые не вселялись им в жилое помещение в качестве членов его семьи, а приобрели самостоятельное право пользования таким помещением по иному основанию (Бюллетень ВС РФ. 2012. N 12).
Что понимать под прекращением семейных отношений в жилищном праве и кто может быть признан бывшим членом семьи собственника жилого помещения?
Эти вопросы вызывают трудности при разрешении конкретных дел на практике, так как с точки зрения семейного права дети и родители не могут быть бывшими, а лица, не состоящие в зарегистрированном браке, не являются членами семьи. Но в жилищном праве к членам семьи применяются несколько иные критерии, о чем уже было сказано.
По смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Если речь идет о супругах, то под прекращением семейных отношений необходимо понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным (п. 13 Постановления N 14).
Что касается иных лиц, то для них свидетельством о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения будет отказ от ведения общего хозяйства с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта. Но все эти обстоятельства должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, предоставленными сторонами с учетом ч. 1 ст. 31 ЖК РФ.
Если речь идет о правах несовершеннолетних детей, то, по мнению ВС РФ, прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящимся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил ч. 4 ст. 31 ЖК РФ (п. 14 Постановления N 14).
Но если после расторжения брака родители стали проживать раздельно, а ребенок остался с тем из родителей, у которого в собственности нет жилья?
Или малолетний ребенок остался проживать с отцом — собственником жилого помещения, но нуждается в постоянном уходе матери, а она после расторжения брака уже бывший член семьи, подлежащий выселению?
В таких случаях следует учитывать, что ч. 4 ст. 31 ЖК РФ диспозитивна, и поэтому есть варианты решения вопроса. Собственник может не возражать против того, чтобы бывший член семьи оставался жить в принадлежащем собственнику жилом помещении. Соглашением между собственником и бывшим членом семьи может быть установлен срок такого проживания, условия проживания и др.
Право пользования жилым помещением собственника за бывшим членом семьи на определенный срок может быть сохранено и по решению суда. При этом суд должен учитывать имущественное положение бывшего члена семьи, отсутствие у него другого жилья и прочие заслуживающие внимания обстоятельства (п. 15 Постановления N 14).
Если между собственником жилого помещения и бывшими членами семьи имеются алиментные обязательства (родители и дети, бывшие супруги и др.), суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить бывшего члена семьи, в пользу которого он исполняет алиментные обязательства, иным жилым помещением по его требованию. В последнем случае в решении суда должны быть определены: срок исполнения такой обязанности, основные характеристики предоставляемого другого жилого помещения, его местоположение.
Что касается размера предоставляемого жилого помещения, «то суду… следует определить лишь его минимальную площадь» (абз. 3 п. 16 Постановления N 14). Но в ЖК РФ нет такого понятия, как «минимальная площадь жилья». Есть норма принятия на учет, норма предоставления (ст. 49 ЖК РФ), размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения (ст. 159 ЖК РФ). Возможно, под минимальной нормой площади Пленум ВС РФ имел в виду норму предоставления жилья в общежитиях — из расчета не менее 6 кв. м на 1 человека (ч. 1 ст. 105 ЖК).
По истечении срока пользования жилым помещением, установленным решением суда, право пользования жилым помещением у бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Это право у бывшего члена семьи собственника может прекратиться и раньше установленного судом срока, если отпали обстоятельства, которые были учтены судом, установившим срок пользования (например, бывший член семьи купил себе другое жилье).
Пользование жилым помещением может прекратиться до истечения установленного судом срока и в связи с переходом права собственности на жилое помещение к другому лицу, так как правомочие пользования жилым помещением для бывших членов семьи (как и для членов семьи) связано с наличием у лица статуса собственника.
Важное правило, с точки зрения бывших членов семьи собственника, содержится в ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Речь в ней идет о тех членах семьи, которые по каким-то причинам отказались участвовать в приватизации занимаемого жилого помещения, но дали согласие другим проживающим с ними гражданам.
Следовательно, у этих лиц сохраняется право бессрочного пользования жилым помещением, которое они имели по договору социального найма. Нужно также иметь в виду, что ст. 31 ЖК РФ определяет права и обязанности тех граждан, которые проживают совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Так, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, отменив все состоявшиеся по делу постановления, указала следующее. Судом установлено, что Л. с 2005 года является собственником квартиры на основании договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации. Ответчик С. — сын истца зарегистрирован в указанном жилом помещении по месту жительства с 1996 года.
По показаниям свидетелей, ответчик выехал из квартиры и не живет в ней более 10 лет. Правовые последствия отсутствия бывших членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении по причине выезда из него ЖК РФ не регламентирует. Исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к данной ситуации подлежат применению положения ст. 83 ЖК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 Постановления N 14.
Следовательно, делает вывод Судебная коллегия ВС РФ, в случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником жилого помещения, может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации спорного жилого помещения бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим жилым помещением с лицом, его приватизировавшим.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что С., будучи сыном истца, не может являться бывшим членом ее семьи в силу родства, также несостоятельна, поскольку возможность признания детей бывшими членами семьи их родителей — собственников жилого помещения в случае достижения такими детьми дееспособности в полном объеме действующим жилищным законодательством не исключается (Бюллетень ВС РФ. 2014. N 11).
Таким образом, ВС РФ обращает внимание, что в данном случае речь идет о детях как бывших членах семьи собственника с точки зрения жилищного права (а не семейного).
Читайте еще:
- Теоретические и практические аспекты отказа от приватизации жилого помещения в пользу одного члена семьи
- Правовое положение членов семьи титульного владельца жилого помещения
Автор: С. Куцина