Жилищный вопрос для основной части населения страны не теряет своей актуальности и на сегодняшний день.
Предоставление служебных жилых помещений из специализированного жилого фонда по договорам найма является одним из гарантированных способов реализации конституционного права граждан на жилье, содержание которого раскрыто в ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ).
В последние годы наметилось несколько новых тенденций в части толкования и применения судами норм права по поводу предоставления внаем, приватизации, выселения из служебных жилых помещений. В связи с этим проведем краткий обзор судебных актов и выявим некоторые ключевые моменты практики по рассматриваемой категории дел.
Отметим, что Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 N 1541-1 содержит прямой запрет на приватизацию служебного жилья, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Однако приватизация служебного жилья (жилья, утратившего статус служебного) возможна в следующих случаях (ст. 4, 18 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; ч. 1 ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ):
- собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган с согласия собственника принимает решение о приватизации служебного жилого помещения. При этом необходимо учитывать, что принятие соответствующего решения — право, а не обязанность собственников помещений (см. Определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2022 по делу N 88-176/2022; от 20.01.2022 N 88-1937/2022);
- служебное жилое помещение находится в здании, которое принадлежало государственным или муниципальным предприятиям или учреждениям и было передано в ведение органов местного самоуправления, то есть в муниципальную собственность. Такие жилые помещения утрачивают статус служебных и вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственность и даты предоставления гражданам на законных основаниях могут быть приобретены ими в собственность в порядке приватизации.
В зависимости от обстоятельств дела граждане вправе обратиться в суд, чтобы обязать орган местного самоуправления заключить договор социального найма либо признать право собственности в порядке приватизации (см. Апелляционные определения Московского городского суда от 26.01.2021 по делу N 33-3314/2021, от 02.09.2020 по делу N 33-27828/2020; Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2022 по делу N 88-3216/2022).
Суды, как правило, разрешают подобные споры в пользу граждан (Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), но все зависит от значимых обстоятельств каждого дела.
Так, к примеру, решением от 07.04.2022 по делу N 2-183/2022 Оричевский районный суд Кировской области отказал в удовлетворении требований истца М. о признании за ним права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении на ответчика обязанности заключить с ним договор социального найма на квартиру. При этом суд исходил из того, что стороной истца не представлено правовых оснований для признания незаконным отказа стороны ответчика в заключении договора социального найма и возложения обязанности заключить договор социального найма в отношении спорного жилого помещения с учетом того, что спорное жилое помещение предоставлено истцу на период трудовых отношений на семью из 5 человек. На момент предоставления жилого помещения оно было отнесено к специализированному жилищному фонду, правовой режим спорного жилого помещения не был изменен. Снятие специального статуса жилого помещения относится к компетенции самого собственника, который согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничен в своих полномочиях лишь по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Необходимо обратить внимание на важную особенность: служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, состоящих в трудовых отношениях с органами госвласти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, в связи с прохождением службы, назначением на государственную должность либо избранием на выборные должности в органах власти.
По общему правилу в случае прекращения трудовых отношений с гражданином с ним расторгается и договор найма специализированного жилого помещения, а в случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.03.2020 N 94-КГ20-1).
Утрата нанимателем и членами его семьи права пользования жилым помещением и возможность их выселения из жилого помещения является следствием расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Но, как указано в п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, действие договора найма служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника и сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Обычно в исковом заявлении формулируется требование о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (см. Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 55-КГПР18-7, от 16.10.2018 N 48-КГ18-23); могут быть заявлены и дополнительные требования, например о признании лица утратившим право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного помещения, снятии с регистрационного учета (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2019 по делу N 33-11191/2019).
Следует учесть, что исключениями в делах о выселении являются следующие случаи:
- нельзя выселять нанимателя служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если в результате перехода права собственности на помещение или передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу это лицо стало стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения. Выселение граждан из служебных жилых помещений с предоставлением других жилых помещений в данном случае осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 N 4-КГ21-47-К1);
- не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, которое должно находиться в черте соответствующего населенного пункта, лица, перечисленные в п. 2 ст. 103 ЖК РФ, а также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно п. 5 ст. 103 ЖК РФ (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.04.2019 по делу N 33-8429/2019; Обобщение судебной практики по рассмотрению судами Самарской области за период с 1 января 2019 года по 29 мая 2020 года дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»);
- кроме того, согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ (см. Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2019 N 49-КГ19-47; от 18.02.2020 N 7-КГ19-2).
Напомним, что в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» дополнительно конкретизировано, что предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
Статьей 107 Закона об исполнительном производстве регулируются особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника. В случае если должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 07.04.2017 по делу N 33а-5751/2017).
Принимая во внимание вышеизложенное, можно однозначно сделать вывод, что судебная практика в отношении служебного жилья сформировалась и граждане реализуют свое право на жилище в условиях рыночной экономики в основном самостоятельно с применением для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагая на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права.
Следует отметить, что наши эксперты проводят мониторинг законодательства и судебной практики в режиме реального времени. В случае возникновения любых спорных ситуаций помогут быть в курсе текущих изменений и предоставят своевременно квалифицированную юридическую помощь.
Читайте ещё:
Автор: Шакирова Э.