Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о детях-сиротах.
На сегодня одной из самых сложных проблем для детей этой категории является обретение собственного жилья.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (далее — дети-сироты) имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1, 4, 5, 7, 9 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
При этом федеральным законодательством не предусмотрена компенсация расходов за наем жилых помещений детям-сиротам до обеспечения их жильем из специализированного жилищного фонда. Однако указанная компенсация может быть установлена региональным законодательством.
Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма (вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Согласно ч. 9 ст. 8 Закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2020 N 16-КГ20-25-К4; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2019 N 18-КГ19-151).
Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений вне основной очереди в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Так, дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2021 N 41-КГ21-1).
Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма.
Как следует из материалов судебной практики, в большинстве случаев споры возникают по вопросам о включении в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, а также граждан, ранее относившихся к указанной категории и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями; признании незаконным исключения из указанного списка и о восстановлении в списке; признании незаконным отказа в установлении факта невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях; предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 41-КГ18-36; Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 78-КА19-14; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 51-КГ19-3).
В целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории Верховный Суд Российской Федерации обобщил судебную практику, связанную с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
В частности, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо обратить внимание на причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 16-КГ20-9-К4).
По общему правилу специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 3-КГ19-3).
Обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2020 года N 4-КГ20-25-К1).
Предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Так, удовлетворяя требования П. в интересах К., С. и Ю., суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего. Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лиц, указанных в данном абзаце, возложена обязанность по предоставлению этим лицам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Между тем судебными инстанциями установлено, что заключением межведомственной комиссии дом, в котором расположены квартиры К., С. и Ю., признан аварийным, помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиками не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению истцам по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда жилых помещений, пригодных для проживания, отвечающих требованиям законодательства, в результате чего предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право истцов К., С. и Ю. на обеспечение жилым помещением не реализовано и подлежит судебной защите.
Подводя итоги, отметим следующее. Дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант — не понимают, куда обращаться за их реализацией, так как подсказать некому, близких нет. Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно, нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав.
Более того, постоянно вносятся изменения в законодательство — как федеральное, так и региональное. Так, с 2019 года были внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», существенно изменяющие и дополняющие порядок обеспечения жильем детей-сирот, нуждающихся в жилье.
Ежедневно наши эксперты проводят мониторинг, отслеживают и анализируют все изменения в законодательстве и судебной практике. Поэтому в случае возникновения спорных ситуаций по вопросу обеспечения жилым помещением детей-сирот они помогут быть в курсе текущих изменений и предоставят квалифицированную юридическую помощь в режиме реального времени.
Читайте ещё:
Автор: Шакирова Э.