Как установить частный сервитут на земельный участок
Чтобы установить такой сервитут, заключите соглашение о нем. Включите в соглашение предмет, размер платы, срок и другие условия, которые посчитаете нужными.
Если соглашение о сервитуте не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, обратитесь в суд. Суд установит сервитут, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию. Если сервитут устанавливает суд, то он определяет его условия.
По общему правилу сервитут должен быть зарегистрирован в ЕГРН в порядке, предусмотренном законом (п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).
1. Когда и в каком порядке можно установить частный сервитут на земельный участок
Если вы не можете пользоваться своей недвижимостью без использования чужого земельного участка, то на него можно установить частный сервитут. В частности, сервитут может быть нужен:
-
- для прохода и проезда через соседний земельный участок;
- строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
- обеспечения водоснабжения и мелиорации.
Вы можете потребовать установления сервитута, если владеете недвижимостью на определенных вещных правах, например: на правах собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования (п. п. 1, 4 ст. 274 ГК РФ).
Если собственник земельного участка согласен установить частный сервитут, заключите с ним соглашение об этом. Если участок в публичной собственности, заключите соглашение с тем, кому он предоставлен на определенном в законе праве (п. 6 ст. 274 ГК РФ, ст. 39.24 ЗК РФ).
Если же договориться не удалось, то для установления сервитута вам нужно обратиться в суд.
2. Как составить соглашение об установлении сервитута на земельный участок
Обязательно включите в соглашение его предмет, то есть укажите, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Если сервитут устанавливается в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включите в соглашение условия, указанные в п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ. К ним относятся:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением ряда случаев, например, если сервитут устанавливается в отношении всего земельного участка;
3) сведения о сторонах соглашения (полное наименование, ОГРН, ИНН);
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.
Эти условия целесообразно включить в соглашение и в случае установления сервитута в отношении участка, находящегося в частной собственности. Тем более что некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке сервитута, о лице, в пользу которого установлен сервитут, и др. (п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).
Условия сервитута должны быть наименее обременительными для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
3. Как установить частный сервитут на земельный участок в судебном порядке
Для этого нужно подготовить и подать в суд исковое заявление об установлении частного сервитута. При этом досудебный порядок соблюдать не надо, поскольку закон этого не предусматривает (см. Позицию Верховного Суда РФ). Однако, если предложение собственнику земельного участка установить сервитут вы оформляли в виде требования (претензии), ее нужно приложить к иску. Это связано с необходимостью подтвердить, что до суда соглашение о сервитуте не достигнуто (ст. 65 АПК РФ, ст. 56 ГПК РФ).
При обращении в суд важно помнить, что сервитут будет установлен, только если нет других вариантов удовлетворить нужды истца (п. 1 ст. 274 ГК РФ). Сервитут должен быть для вас единственной возможностью обеспечить нормальное использование недвижимости. Если лицо, требующее установить сервитут, не может полноценно пользоваться недвижимостью только из-за своих действий, а не по объективным причинам, суд откажет в установлении сервитута (п. 7 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
Учтите, что суд не установит сервитут, если из-за него собственник обремененного участка не сможет использовать свой земельный участок в соответствии с разрешенным использованием (см. Позицию Верховного Суда РФ, п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Если суд удовлетворит ваше требование, то он определит условия установления сервитута, в частности условие о плате и сроке действия.
3.1. Как составить и подать иск об установлении частного сервитута
Составьте иск в соответствии с общими требованиями к содержанию и форме, установленными ст. 125 АПК РФ или ст. 131 ГПК РФ, в зависимости от того, в какой суд (арбитражный или общей юрисдикции) вы обращаетесь.
Обоснуйте, чем вызвана необходимость установить сервитут и как его отсутствие лишает вас возможности пользоваться собственной недвижимостью. Приведите в иске сведения об участке, в отношении которого нужно установить сервитут, цель установления сервитута, размер предлагаемой платы, срок действия сервитута и другие условия, на которых вы хотите установить сервитут. Укажите на тот факт, что вы обращались к собственнику земельного участка с предложением установить сервитут, но соглашения не достигли.
Приложите к иску документы, указанные в ст. 126 АПК РФ или ст. 132 ГПК РФ. Если для подтверждения обоснованности своего требования вы заказывали оценку, то приложите к иску ее результаты.
Уплатите госпошлину в размере, установленном пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче иска в суд общей юрисдикции или пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче иска в арбитражный суд.
Подайте иск в суд по месту нахождения земельного участка, в отношении которого вы хотите установить сервитут (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ, ч. 1 ст. 38 АПК РФ).
4. Как определить размер платы за частный сервитут на земельный участок
Размер платы за частный сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута либо судом. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).
В ряде случаев размер платы за сервитут может быть предусмотрен нормативно-правовым актом. В этом случае нужно руководствоваться им. Как правило, это касается участков, находящихся в публичной собственности. Например, если сервитут устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в федеральной собственности (п. п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461).
4.1. Определение размера платы в соглашении об установлении сервитута
Обычно размер платы соответствует той сумме, которую мог бы получить собственник обременяемого участка, если бы участок не был обременен сервитутом. Например, возможной величине платы за аренду участка, используемого для проезда и прохода.
При определении размера учитывают, в частности:
-
- затраты собственника участка в связи с установлением сервитута или расходы по организации проезда, сносу ограждений, соблюдению пропускного режима;
- степень неудобств в связи с установлением сервитута;
- характер и интенсивность использования участка лицом, в интересах которого установлен сервитут;
- срок сервитута.
Нередко при определении размера платы за сервитут за основу берут отчет независимого оценщика о рыночной величине платы за сервитут.
4.2. Определение размера платы за сервитут в судебном порядке
Если сервитут устанавливается в судебном порядке, то суд обычно назначает экспертизу (самостоятельно или по требованию сторон) и определяет размер платы за установление сервитута на основании экспертного заключения.
При определении платы суд учитывает, в частности (п. 12 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017):
-
- разумные затраты собственника участка в связи с ограничением его права, или прекращением его обязательств перед третьими лицами, или созданием условий для реализации сервитута;
- интенсивность предполагаемого использования участка (например, интенсивность движения транспорта по участку);
- характер неудобств, испытываемых собственником участка, обремененного сервитутом (например, шум и пыль от транспорта);
- долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади участка;
- срок установления сервитута;
- степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком;
- материальную выгоду, которую приобретает лицо, в интересах которого устанавливается сервитут.
5. На какой срок устанавливается частный сервитут
Срок сервитута определяют стороны в соглашении (п. 7 ст. 23 ЗК РФ). Если они не договорились об установлении сервитута, этот срок определяет суд при разрешении спора об установлении сервитута.
Выбор продолжительности действия сервитута зависит от нужд в использовании обременяемого земельного участка и возможностей его собственника.
Например, если вы устанавливаете сервитут в целях проведения ремонтных работ, то срок сервитута целесообразно определить в соответствии со сроками (длительностью) их выполнения.
Если вы хотите установить сервитут, например, для проезда через соседний земельный участок, поскольку другой дороги нет, целесообразно установить более продолжительный срок.
В некоторых случаях закон ограничивает срок действия сервитута. Например, арендатор публичного земельного участка, который обременяется сервитутом, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды (п. 7 ст. 23, п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).
Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
Публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Публичный сервитут нужен для того, чтобы без изъятия земельного участка обеспечить государственные, муниципальные или общественные нужды (например, проход или проезд через участок).
Для отдельных целей (например, размещения автодорог в туннелях) публичный сервитут устанавливается в специальном порядке на основании ходатайства заинтересованного лица.
За публичный сервитут, установленный в специальном порядке, как правило, взимается плата. Плата за публичный сервитут в иных случаях возможна, если его установление существенно затрудняет использование земельного участка.
Сведения о публичном сервитуте вносятся в реестр границ ЕГРН. В реестре прав на недвижимость ЕГРН публичный сервитут регистрировать не нужно. В кадастр недвижимости ЕГРН данные о части земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, не включаются.
1. Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок
Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта. А вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.
Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.
После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся (п. п. 5, 6 ст. 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ):
-
- проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
- размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
- проведение дренажных работ;
- забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
- прогон сельскохозяйственных животных;
- сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
- охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке (на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях.
В границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).
Обратите внимание: в случае установления публичного сервитута на земельный участок запись об ограничении (обременении) — госрегистрации сервитута — в реестр прав на недвижимость ЕГРН не вносится.
Публичный сервитут не подлежит госрегистрации в реестре прав на недвижимость ЕГРН. Часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН. В связи с этим п. 122 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, не подлежит применению. В реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута (Письмо Росреестра от 25.03.2019 N 01-02960-ГЕ/19 (Приложение к Письму Росреестра от 04.06.2019 N 01-05327-ГЕ/19), Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).
Если публичный сервитут распространяется на часть земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, то орган регистрации прав осуществляет действия по образованию данной части и вносит эти сведения в записи кадастра недвижимости об этом участке в установленном порядке и объеме (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2019 N Д23и-25919).
2. Кто вправе устанавливать публичный сервитут на земельный участок
Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). В частности, Росавтодор устанавливает сервитут в отношении земельных участков и (или) земель:
1) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения (п. 19 ст. 23 ЗК РФ, ч. 4.2 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, п. п. 1, 5.4(14) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374);
2) для устройства пересечений (п. 5.4(16) Положения о Федеральном дорожном агентстве):
-
- автодорог общего пользования федерального значения с железнодорожными путями общего пользования в границах полос отвода железных дорог;
- автомобильных дорог, железнодорожных путей с автодорогами общего пользования федерального значения или примыканий автодорог к автодорогам общего пользования федерального значения в границах полос отвода автодорог;
3) для размещения железнодорожных путей в туннелях автомобильных дорог общего пользования федерального значения или размещения таких автодорог в туннелях железнодорожных путей (п. 5.4(16) указанного Положения).
Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов, если не согласны с обременением вашего участка публичным сервитутом либо его условиями (п. 14 ст. 23 ЗК РФ).
3. На какой срок устанавливается публичный сервитут
В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен (п. 2 ст. 48 ЗК РФ).
Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется (п. 3 ст. 48 ЗК РФ).
Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок (п. 6 ст. 48 ЗК РФ).
Срок публичного сервитута, установленного в специальном порядке, имеет ряд особенностей в зависимости от цели обременения и оснований прекращения обременения.
4. В каком порядке устанавливается плата за публичный сервитут на земельный участок
При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут (п. 13 ст. 23 ЗК РФ). Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Рекомендуем обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению.
Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы.
Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд (п. 14 ст. 23 ЗК РФ). Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии.
Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке, определяется с учетом особенностей.
5. Как установить публичный сервитут в специальном порядке на основании ходатайства
5.1. В каких случаях применяется специальный порядок установления публичного сервитута
Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Такой сервитут в зависимости от целей обременения устанавливается на следующие сроки, например (ст. ст. 39.37, 39.45 ЗК РФ):
1) размещение инженерных сооружений и их частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо предназначены для обеспечения населения коммунальными ресурсами, подключения к инженерно-техническим сетям, либо их переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (на срок от 10 до 49 лет);
2) складирование стройматериалов, размещение временных, вспомогательных сооружений, строительной техники для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов федеральной, региональной или местной транспортной инфраструктуры (на срок выполнения данных работ);
3) устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на государственных земельных участках в границах полос отвода железных дорог (на срок от 10 до 49 лет);
4) устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
5) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (на срок от 10 до 49 лет);
6) инженерные изыскания при подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции объектов и сооружений, перечисленных в п. 1 данного списка (на срок не более одного года).
Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок (п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ).
Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений. Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений (п. 5 ст. 39.39 ЗК РФ).
5.2. Кто вправе установить публичный сервитут в специальном порядке и как это сделать
Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства (п. 1 ст. 39.39, ст. 39.41 ЗК РФ).
Требования к форме, содержанию ходатайства, а также приложениям указаны в п. п. 1 — 7 ст. 39.41 ЗК РФ. Его форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 542. К ходатайству прилагается, в частности, электронный документ, который содержит сведения о границах публичного сервитута (пп. 1 п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ). Формат такого документа, Требования к графическому описанию местоположения этих границ и точности определения их характерных точек утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 N 541.
Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа (п. 8 ст. 39.41, п. 8 ст. 56.4 ЗК РФ, Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250).
С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции) (ст. 39.40 ЗК РФ):
1) субъекты естественных монополий (например, для размещения инженерных сооружений, необходимых для деятельности субъекта);
2) организации связи (например, для размещения линий или сооружений связи);
3) владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (например, для размещения автомобильной дороги в туннеле);
4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ;
5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов РФ, субъекта РФ или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут.
Если порядок подачи ходатайства нарушен (например, оно подано в целях, в которых установление публичного сервитута не предусмотрено, либо к ходатайству приложены не все обязательные документы), уполномоченный орган возвращает его без рассмотрения в течение пяти рабочих дней (п. 9 ст. 39.41 ЗК РФ).
Уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня поступления ходатайства должен совершить действия по выявлению правообладателей земельных участков и их извещению о возможном установлении публичного сервитута. В частности, он размещает сообщение на своем официальном сайте и сайте соответствующего муниципального образования (п. п. 1, 3 ст. 39.42 ЗК РФ).
Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, то для участия в процедуре обременения вам нужно в течение 30 дней со дня опубликования сообщения подать в уполномоченный орган заявление об учете прав на участок, а также подтверждающие документы и указать способ связи с вами (п. 8 ст. 39.42 ЗК РФ).
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в орган регистрации прав, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке (п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ). В случае отказа копия решения с указанием всех оснований отказа (например, не соблюдены условия установления публичного сервитута) направляется заявителю в тот же срок (п. 2 ст. 39.44 ЗК РФ).
Публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН (п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ).
5.3. Как составить соглашение об осуществлении публичного сервитута
Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме (п. 2 ст. 39.47 ЗК РФ). В него необходимо включить, в частности, такие условия (п. 1 ст. 39.47 ЗК РФ):
-
- реквизиты решения об установлении публичного сервитута;
- цель установления публичного сервитута;
- кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение;
- срок публичного сервитута;
- размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;
- права и обязанности обладателя публичного сервитута.
Образец соглашения об осуществлении публичного сервитута
СОГЛАШЕНИЕ
об осуществлении публичного сервитута
г. Москва
3 сентября 2019 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Сигма», далее именуемое «Собственник», в лице генерального директора Петрова Ивана Ивановича, действующего на основании протокола общего собрания участников от 01.02.2019 N 1 и в соответствии с Уставом, с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью «Андромеда», далее именуемое «Пользователь», в лице первого заместителя генерального директора Попова Сергея Ильича, действующего на основании доверенности от 15.01.2019 N 1346, с другой стороны заключили настоящее соглашение (далее — Соглашение) о нижеследующем:
1. Предмет Соглашения
1.1. Собственник в соответствии с условиями настоящего Соглашения предоставляет Пользователю право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) с кадастровым номером 50:38:0070511:100 площадью 11 306 кв. м по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д. Раздолово (далее — Участок).
1.2. Публичный сервитут установлен постановлением Главы Серпуховского муниципального района от 01.08.2019 N 534 в целях размещения тепловых сетей, необходимых для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
1.3. Границы сервитута установлены согласно схеме границ сервитута на плане обременяемого Участка (Приложение N 1 к настоящему Соглашению).
1.4. Срок сервитута — 49 лет.
1.5. Срок, в течение которого использование Участка в соответствии с его разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута, — 50 дней.
1.6. График и сроки выполнения работ по размещению тепловых сетей указаны в Приложении N 2 к настоящему Соглашению.
1.7. Порядок установления охранной зоны тепловых сетей (зоны с особыми условиями использования территории) и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон определены:
— Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей»;
— ___________________.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Собственник обязан предоставлять Пользователю возможность ограниченно пользоваться Участком в порядке, установленном настоящим Соглашением.
2.2. Собственник вправе требовать от Пользователя возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения Собственником обязательств перед третьими лицами, иных убытков, причиненных в результате деятельности, осуществляемой Пользователем на Участке.
2.3. Пользователь обязан:
2.3.1. Своевременно вносить плату за сервитут по условиям разд. 3 настоящего Соглашения.
2.3.2. Осуществлять сервитут — пользоваться Участком в порядке, установленном разд. 1 настоящего Соглашения, наименее обременительным для Собственника способом.
2.3.3. Привести Участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее трех месяцев после завершения строительства тепловых сетей.
2.4. Пользователь вправе:
2.4.1. Осуществлять доступ на Участок согласно графику производства работ по размещению тепловых сетей (Приложение N 2 к настоящему Соглашению) при условии заблаговременного уведомления об этом Собственника, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий — незамедлительно.
2.4.2. Осуществлять доставку, складирование и вывоз строительных материалов, размещать временные или вспомогательные сооружения, провозить и размещать строительную технику для выполнения работ по размещению тепловых сетей.
3. Плата за сервитут
3.1. За сервитут на Участок Пользователь перечисляет Собственнику плату в размере 1 180 (одна тысяча сто восемьдесят) руб. в месяц (включая НДС).
3.2. Оплата производится Пользователем ежемесячно не позднее 20-го числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет Собственника.
4. Ответственность сторон
4.1. В случае неисполнения одной из сторон обязательств по Соглашению она обязана возместить другой стороне причиненные убытки в полном размере.
4.2. Пользователь обязан возместить Собственнику убытки, причиненные невозможностью исполнения Собственником обязательств перед третьими лицами, иные убытки, причиненные в результате деятельности, осуществляемой Пользователем на Участке, в течение 30 дней со дня обращения Собственника с соответствующим требованием.
5. Заключительные положения
5.1. Соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.
5.2. Неотъемлемой частью настоящего Соглашения являются:
Приложение N 1 — схема границ сервитута на плане обременяемого Участка;
Приложение N 2 — график производства работ по размещению тепловых сетей.
6. Адреса и реквизиты сторон
В отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается (п. 3 ст. 39.47 ЗК РФ).
Обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка:
-
- проект соглашения об осуществлении публичного сервитута;
- сведения о его границах;
- отчет об оценке для определения размера платы за обременение.
Эти документы направляются одним из способов (п. п. 5 — 8 ст. 39.47 ЗК РФ):
1) заказным письмом:
-
- по адресу, указанному в заявлении об учете прав, в выписке из ЕГРН;
- по адресу земельного участка или объекта недвижимости на нем (при отсутствии других почтовых адресов);
2) в электронном виде — по адресу электронной почты, указанному правообладателем земельного участка или приведенному в ЕГРН;
3) под расписку.
Правообладатель земельного участка направляет обладателю сервитута подписанное соглашение, уведомление об отказе в его подписании либо в течение 14 дней со дня получения проекта направляет обладателю сервитута предложение о заключении соглашения на иных условиях. В течение 10 дней со дня получения предложения о новых условиях соглашения обладатель сервитута обязан направить правообладателю участка подписанное на новых условиях соглашение или уведомление об отклонении его предложения (п. п. 9, 10 ст. 39.47 ЗК РФ).
5.4. Как правообладатель земельного участка может повлиять на установление публичного сервитута в особом порядке
Правообладатель может оспорить в суде решение об установлении публичного сервитута в течение 30 дней со дня получения соглашения о его осуществлении (п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ).
Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения) (п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ).
Правообладатель может понудить обладателя публичного сервитута заключить соглашение в судебном порядке. В данном случае суд определит условия соглашения и размер платы за обременение, и оно будет считаться заключенным с момента вступления решения суда в законную силу (п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ).
Если установление публичного сервитута сделало невозможным использование правообладателем земельного участка или объекта недвижимости на нем в течение срока, превышающего срок, установленный в решении, можно потребовать от владельца публичного сервитута их выкупа по рыночной стоимости и возмещения убытков, а в отдельных случаях (например, аренде, безвозмездном пользовании) — только возмещения убытков, возникших в связи с обременением земельного участка (ст. 39.48 ЗК РФ).
5.5. Как определяется плата за публичный сервитут в специальном порядке
При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ).
Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ).
Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог (кроме частных), который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. Размер ежегодной платы составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса России от 05.09.2014 N 240).
Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или государственной (муниципальной) собственности и предоставленных гражданам (юрлицам) определяется в соответствии с Законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7 ст. 39.46 ЗК РФ). При определении платы за публичный сервитут в отношении таких земельных участков рекомендуем, в частности, учитывать (п. 6 Методических рекомендаций):
-
- вид разрешенного использования;
- существующие ограничения (обременения) прав на участок;
- степень обременения публичным сервитутом участка в целом, выражающуюся, к примеру, в его продолжительности.
Такая плата может определяться в соглашении об установлении обременения в виде единовременного платежа или периодических платежей, она рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в его границах (п. п. 2, 3 ст. 39.46 ЗК РФ). При внесении периодических платежей рекомендуется предусматривать возможность их изменения на размер уровня инфляции за каждый год в течение действия соглашения (п. 13 Методических рекомендаций).
Ее можно вносить правообладателю земельного участка или в установленных случаях в депозит нотариуса. При этом в депозит нотариуса вносится единовременный платеж (п. 8 ст. 39.46 ЗК РФ).
При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения (п. 9 ст. 39.46 ЗК РФ).
В ряде случаев публичный сервитут должен быть безвозмездным, например при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).
5.6. Как прекращается публичный сервитут, установленный в специальном порядке
Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда (п. 4 ст. 48 ЗК РФ):
1) деятельность, для которой он установлен, не осуществляется на протяжении двух и более лет;
2) плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юрлицам:
-
- в течение шести месяцев со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута (при единовременном платеже);
- более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута (при периодических платежах);
4) обладатель публичного сервитута отказался от него.
По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов (п. 6 ст. 48 ЗК РФ).
Читайте еще: