Согласно ст. 6 ЗК РФ земельные участки и их части являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц (ст. 15 ЗК РФ).
Право собственности на данный вид объекта недвижимого имущества может возникать в силу совершенных сделок (купля-продажа, дарение, мена и др.). Кроме того, права на земельный участок могут возникать вследствие принятия наследства, а также на основании вступившего в силу судебного акта.
В соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ, Федеральным законом 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости) право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации.
В силу п. 4 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Между тем ЕГРН включает в себя в том числе кадастр недвижимости, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе земельных участках (характеристики земельного участка (кадастровый номер, дата его присвоения, описание местоположения, площадь и пр.), сведения о кадастровой стоимости, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны и пр.) (п. п. 4, 5 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости).
Постановка земельного участка на кадастровый учет
Основаниями для осуществления государственной регистрации земельного участка могут быть: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, договоры, свидетельства о праве на наследство, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте и иное (ст. 14 Закона о регистрации недвижимости).
Как правило, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ (на основании судебного акта, постановления судебного пристава-исполнителя).
С соответствующим заявлением вправе обратиться собственник земельного участка, лицо, которому выдано разрешение на создание искусственного земельного участка либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», кадастровый инженер в случаях, установленных федеральным законом, иное лицо в случаях, установленных федеральным законом (ст. 15 Закона о регистрации недвижимости).
Документы и заявление подаются в органы Росреестра (или через многофункциональный центр) как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
К заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом о регистрации недвижимости и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).
Следует иметь в виду, что Законом о регистрации недвижимости предусмотрены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков в зависимости от их назначения или категории (ст. ст. 43, 45, 47, 49, 52, 55, 56, 60.1, 60.2).
За ненадлежащее исполнение полномочий, в том числе за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу, за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения ст. 66 Закона о регистрации недвижимости предусмотрена ответственность регистратора.
Снятие земельного участка с кадастрового учета
Обратиться в органы Росреестра с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка вправе собственник данного объекта недвижимости или его представитель по доверенности, оформленной в установленном порядке, арендатор при наличии соответствующего ходатайства от собственника.
Основаниями снятия земельного участка с кадастрового учета являются: преобразование участка (если один участок разделен на несколько, объединения нескольких участков в один), не зарегистрированы права на участок, наличие ошибок в кадастре недвижимости, «гибель» участка (в результате пожара, затопления, военных действий или техногенных аварий земля утрачивает свои свойства, что не дает возможности ее использования по назначению).
Кроме того, Законом о регистрации недвижимости предусмотрены иные основания для снятия с кадастрового учета земельного участка:
— земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 года, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости);
— земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком (до 1 января 2040 года) (ч. 3.1 ст. 70 Закона о регистрации недвижимости);
— если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация права собственности РФ, права собственности субъекта РФ, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства) (ч. 15 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости);
— изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. ч. 10, 11 ст. 60 Закона о регистрации недвижимости);
— лесной участок, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов (ч. 11 ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости).
Для снятия земельного участка с кадастрового учета прежде всего необходимо собрать документы для направления их одновременно с заявлением в органы Росреестра: правоустанавливающие документы на землю, документ, подтверждающий право собственности, кадастровый паспорт участка, гражданский паспорт заявителя.
Однако следует отметить, что в случае преобразования земельного участка необходимо провести межевание, в случае гибели земельного участка — составить акт об уничтожении функциональных свойств земельного участка.
Собранные документы вместе с заявлением подаются в орган Росреестра или через многофункциональный центр. По результатам рассмотрения заявления орган Росреестра выносит решение о снятии участка с кадастрового учета.
Следует отметить, что имеют место случаи отказа в проведении данной процедуры. Например, ввиду отсутствия полного пакета необходимых документов. При этом заявитель вправе оспорить действия регистратора в судебном порядке.
Читайте еще:
- Как получить кадастровый паспорт земельного участка?
- Кадастровая деятельность и учет: взгляд юриста и кадастрового инженера
Автор: Л.В. Сперанская