Несогласование границ земельного участка со смежным землепользователем при его поставке на кадастровый учет — явление распространенное. Однако способы устранения данного недочета до сих пор не определены. Можно ли устранить его в рамках процедуры исправления кадастровой ошибки?
Как определяется местоположение
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план в обязательном порядке предоставляется при постановке земельного участка на кадастровый учет или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка.
В статье 38 Закона N 221-ФЗ указано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке (земельных участках) или о части или частях земельного участка либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В соответствии с ч. ч. 1 — 2 ст. 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Из части 3 ст. 39 Закона N 221-ФЗ следует, что заинтересованными являются лица, обладающие смежными земельными участками на праве:
-
- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
- пожизненного наследуемого владения;
- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В части 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ указано, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке. Положение ч. 5 ст. 40 указанного Закона носит весьма расплывчатый характер и не дает точного понимания того, к какому способу защиты права следует прибегнуть заинтересованными лицам в случае несогласования границ земельного участка при его постановке на кадастровый учет.
Одним из способов защиты прав землепользователя является исправление ошибки в рамках процедуры устранения кадастровой ошибки. Применима ли данная процедура при защите прав смежного землепользователя, с которым не согласовали границы земельного участка, но оформили акт согласования границ земельного участка?
Два вида ошибок
В части 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ выделено два вида кадастровых ошибок:
-
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее — техническая ошибка в сведениях);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастровая ошибка в сведениях).
Процедура исправления кадастровой ошибки в сведениях заключается в следующем. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.
По истечении шести месяцев со дня направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.
Что касается кадастровой ошибки в сведениях, не касающейся местоположения границ земельного участка, то суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Судебная практика позволяет сделать вывод, что несогласование границ земельного участка в рамках процедуры составления межевого плана и постановки его на кадастровый учет не является кадастровой ошибкой, которая может быть устранена в рамках административных процедур. Согласно п. 9 ч. 3 ст. 27 Закона N 221-ФЗ несогласование границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, влечет отказ органа кадастрового учета в постановке на учет такого земельного участка. То есть несогласование границ земельного участка является существенным недостатком, делающим невозможным постановку его на кадастровый учет.
В письме Минэкономразвития России от 27.02.2013 N ОГ-Д23-833 «О рассмотрении обращения» отмечено, что если в нарушение процедур согласования границ простановка на кадастровый учет произошла, то данное нарушение должно устраняться исключительно в судебном, но не в административном порядке.
Если постановка на кадастровый учет по каким-то причинам все же произошла, то необходимо установить правовые последствия несогласования границ земельного участка со смежным землепользователем.
Дело в том, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.06.2013 N 450/13 указал, что несоблюдение формальных процедур, допущенных при проведении межевания и кадастра, само по себе не может служить достаточным основанием для признания этих действий незаконными.
В Определении ВАС РФ от 02.04.2014 N ВАС-3597/14 по делу N А40-45699/2011 сформулирована позиция, согласно которой лицо, считающее, что с ним не согласована граница земельного участка при постановке его на кадастровый учет, должно обратиться в суд с заявлением о признании решения кадастрового органа о постановке на кадастровый учет незаконным и обосновать нарушение своих прав, не сводящихся лишь к несоблюдению формальных процедур.
Если же в результате несогласования границ земельного участка со смежным землепользователем произошло наложение границ смежных земельных участков полностью или частично, то заинтересованное лицо, чьи права нарушены, вправе прибегнуть к такому способу защиты права, как иск об установлении границ земельного участка (Постановление АС ПО от 22.05.2015 N А12-24705/2014).
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в рамках процедуры об устранении кадастровой ошибки можно устранить ранее допущенное несогласование границ земельного участка со смежным землепользователем только в том случае, если такое несогласование носит формальный характер и не нарушает фактического положения смежного землепользователя. Однако такое исправление возможно не в административном порядке, но в судебном порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ. А именно суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Представляется, что судебное заявление заинтересованного лица должно содержать требование об исправлении кадастровой ошибки путем внесения сведений о заявителе и о принадлежащем ему смежном земельном участке в акт согласования местоположения границ земельного участка.
Если же несогласование границ земельного участка не только носит формальный характер, но и нарушает положение смежного землепользователя (например, наложение границ земельных участков), то исправление в рамках процедуры кадастровой ошибки невозможно (решение АС Волгоградской области от 05.06.2015 по делу N А12-10175/2015).
В этом случае заинтересованное лицо может избрать иные способы защиты права, в том числе иск об установлении границ земельного участка, заявление о признании решения кадастрового органа о постановке земельного участка на кадастровый учет незаконным и т.д.
Читайте еще:
Автор: Ю. Севастьянова